3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
Слово иерархия в переводе с греческого означает «священная власть». В наше время оно употребляется для обозначения места определённого предмета или явления в системе человеческих ценностей. История человечества изучена за последние пять тысячелетий. Эти исследования в основном касаются точных наук и материальной культуры. Изучение самого человека, его анатомии, физиологии вплоть до 15 века не проводились, т.к. на эти исследования был наложен запрет церкви. Со 2 века после рождества Христова и вплоть до 14-15 веков в Европе проповедовалось отречение от собственного тела как греховной плоти, поэтому о каком-то здоровом образе жизни не могло быть и речи, так как это грозило отлучением от церкви. В связи с тем, что человек в эпоху раннего и позднего средневековья мало знал о самом себе и причинах болезней, в том числе инфекционных, он был беззащитен перед эпидемиями особо опасных инфекций. Вспышки заболевания чумой и холерой уносили огромное количество населения. Только в эпоху Возрождения начинается восстановление культурных традиций античной цивилизации, в том числе культуры быта. На смену мрачным, с плохим микроклиматом средневековым замкам строятся радующие глаз, полные света и тепла дворцы. Это могли себе позволить только богатые люди. Основная масса населения ещё долгое время жила в плохих условиях, особенно в России. Однако и власть имущие не всегда свободны от общественного мнения. Оно вынуждает заниматься благоустройством городов и посёлков. Разрабатываются требования к культуре быта, к личной гигиене, гигиене питания. Возникают первые общественные больницы. Первый госпиталь в России указом Петра 1 был открыт в 1706 году в Москве.
С давних пор люди эмпирическим путём определяли, что полезно для здоровья, а что приносит им вред. В разное время у людей нашей планеты отношение к своему здоровью было неодинаковым. Эта разница заметна не только в отношении отдельных государств и сословий, но и отдельных семей. Место здоровья в иерархии потребностей всегда зависело и зависит от многих причин. Прежде всего, это связано с уровнем экономического развития общества и общим развитием культуры, т.к. забота о своём здоровье входит составной частью в понятие культуры поведения, чтобы забота о своём здоровье заняла у человека первое место в его иерархии потребностей он должен это осознать и иметь возможность воплотить это в своей жизни. На протяжении многих столетий основная масса людей была вынуждена бороться за выживание. Поэтому они не имели возможностей осуществить приоритет здоровья. Тем не менее, на неблагоприятном макросоциальном фоне в отдельных семьях такой приоритет существовал (психосоциальный фактор). В тех семьях, где родители заботились о физическом и душевном здоровье своих детей, использовали средства народной медицины, передавали из поколения в поколение опыт сохранения здоровья, вырастали здоровые люди. Разный микро социум в семьях зависел от семейного уклада, хранителем которого был глава семьи. Таким образом, даже не осознавая этого, члены семьи вели, как бы мы сейчас выразились, здоровый образ жизни.
Лишь немногие, к сожалению, родители еще до зачатия ребёнка начинают беспокоиться о его здоровье: сдавать анализы, тесты, советоваться с врачом о сроках зачатия, правильном питании во время беременности, физических нагрузках, создании в доме благоприятной атмосферы. А для этого не обязательно иметь материальную базу. Как тут не вспомнить старую притчу: (Пришла мать к некоему мудрецу и спросила, когда ей начинать воспитывать своего ребёнка.
Сколько ему? – спросил мудрец.
Шесть месяцев, - ответила мать.
Ты опоздала ровно на полгода!).
А сегодня этот мудрец, имея в виду физическое развитие, уточнил бы: (на полгода и девять месяцев!) Многие врачи совершенно справедливо утверждают, что мать и отец должны заботиться о здоровье ребёнка задолго до зачатия. Не будем говорить о наркоманах, токсикоманах, алкоголиках, ибо это больные люди, и здоровье в их систему ценностей не входит вообще. Так же не стоит говорить о спортивных семьях: у многих из них спорт стоит на первом месте. Поговорим о среднестатистических семьях с обыкновенными потребностями. Как правило, здоровье - (здоровый образ жизни) зависит от уклада жизни, уровня жизни, качества жизни, стиля жизни. Это активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Но всегда ли эта активная деятельность? Нет, к сожалению, скорее пассивная, где страстное желание быть здоровым часто не сходиться с делом. Наша экономическая система не направлена на то, чтобы мы думали о здоровье. Государство не оплачивает физически развитое тело. Пример: к врачу приходят практически слепые люди, которые до этого спокойно слепли. А в США, например, если человек теряет 20% зрения, он уже в панике, бежит к врачу, говорит: срочно сделайте что-нибудь, я вам заплачу любые деньги, иначе завтра я не смогу работать и т.д.
Если в западной стране вы приходите устраиваться на работу и от вас пышет здоровьем – вас нанимают. Поэтому все стараются, во-первых, побольше улыбаться, а во-вторых, развивать свое тело, занимаясь спортом. А у нас – какая разница? Только анкета имеет значение. Жаль, что государство не пришло к тому, что инвестиция денег в челов,0ека – это самая важная, самая выгодная инвестиция.
Однако все это из раздела фантастики, посмотрим в глаза жесткой правде. В нашей стране более трети населения страдает избыточным весом, две трети – избегают занятий физкультурой, спортом. Зато 50-65% мужчин и 25% женщин курят, что составляет 70% курильщиков, и даже затруднительно сказать, сколько миллионов по-прежнему, дружат с «зелёным змием». Более чем в ста городах загрязнение окружающей среды значительно превышает предельно допустимые концентрации. В итоге растёт число больных – хроников, не снижается детская смертность. По причине болезни, травм, ухода за больными малышами каждый день не выходят на работу 4 миллиона человек. Только на оплату больничных листков ежегодно расходуется около 7 миллиардов рублей. Но эти финансовые потери – ничто по сравнению с тем ущербом, который мы наносим собственному генетическому фонду.
Так какое же место занимает здоровье в иерархии потребностей человека? Увы, выводы напрашиваются неутешительные. Что же делать? Наверное, раз и навсегда решить для себя вопрос: КАКИМ Я БОЛЬШЕ ПРИНЕСУ ПОЛЬЗЫ СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВУ.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях