19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
Электротравмой называют повреждения, возникающие при действии на человека электрического тока или молнии.
Тяжесть повреждения при электротравме зависит от силы тока, напряжения, частоты, длительности воздействия, заземления пострадавшего, т.е. в какой он обуви и как в этот момент связан с землей. Имеет при этом значение сопротивление кожи электрическому току, что зависит от её толщины и влажности, и путь тока по телу.
Так, электрический ток напряжением 100 вольт опасен для жизни. Для детей опасным может быть напряжением переменного тока 36-65 вольт. Если человек находится в обуви, хорошо проводящей ток, или стоит на земле, то воздействие электрического тока будет значительно сильнее. Меньшее сопротивление электрическому току окажет нежная и влажная кожа, а значит, и удар будет тяжелее. Очень опасно прохождение тока от руки к руке, т.к. в этом случае на его пути оказывается сердце. Менее опасно – от ноги к ноге.
Прохождение электрического тока через организм вызывает в нем общие и местные нарушения. Общие явления зависят от действия на ЦНС и выражаются в угнетении всех жизненно важных центров и повышении тонуса мускулатуры. Тонические сокращения мышц часто не позволяют пострадавшему оторваться от источника напряжения.
Различают четыре степени тяжести поражения электрическим током.
При I степени у пострадавшего отмечаются судорожные сокращения мышц, резкий испуг, озноб без потери сознания.
При II степени судорожные сокращения мышц сопровождаются потерей сознания, но оно скоро к пострадавшему возвращается.
При III степени у пострадавшего, кроме судорожного сокращения мышц и потери сознания, отмечаются различные нарушения ритма сердца, затрудненное дыхание и спазм голосовых связок, поэтому пострадавший не может кричать и просить о помощи.
IY степень определяется как состояние клинической смерти.
Субъективные ощущения пострадавших при прохождении через них электрического тока весьма разнообразны: толчок, жгучая боль, дрожь, судорожные сокращения мышц и др.
У всех пораженных электрическим током отмечается бледность кожных покровов с синей пятнистостью кожи. После устранения действия тока пострадавший ощущает усталость, разбитость, тяжесть во всем теле, общее угнетение или наоборот возбуждение.
Потеря сознания бывает у большинства пострадавших. При этом они возбуждены, беспокойны, пульс у них учащен.
Местное действие электрического тока является результатом перехода электрической энергии в тепловую при контакте с кожей. При этом возникает ожог тканей, и довольно глубокий. На месте ожога появляется корочка черного, белого или желтоватого цвета («знаки тока»), а по периферии – ободок из мелких пузырей, наполненных прозрачной жидкостью. Вначале истинные границы ожога установить трудно. Характерным для электроожога является резкий отек тканей. Нагноение таких ожогов бывает редко, но заживают они долго.
Первая помощь при электротравме, как и при некоторых других несчастных случаях, является решающей в спасении пострадавшего. Прежде всего необходимо прекратить действие электрического тока (выключателем, рубильником; снять с пострадавшего провод сухой палкой, резиновой перчаткой, сапогом, ковриком, перекусить или перерубить электрические провода и т.д.). До выключения тока прикасаться к пострадавшему голыми руками нельзя. Оттащить пострадавшего, когда он находится под напряжением, можно только в резиновых перчатках или обомотав руки сухой тканью.
Дальнейшая помощь пострадавшему зависит от его состояния. При легком поражении пострадавшего надо уложить на спину, освободить от стесняющей одежды, привести в чувство (дать понюхать нашатырного спирта или обрызгать лицо водой), согреть. Когда пострадавший придет в себя, желательно напоить его горячим чаем. На место ожога положить стерильную повязку.
В случае тяжелого повреждения, когда пострадавший находится в состоянии клинической смерти, немедленно приступают к реанимационным мероприятиям. Проводят искусственное дыхание и закрытый массаж сердца по методике, изложенной выше.
Утопление – это своеобразный вид удушья. В обыденном нашем понимании, чтобы утонуть, человеку надо оказаться в воде. Однако утонуть человек может и тогда, когда в какую-то жидкость, погружена только его голова.
Причины утопления разнообразны: переоценка своих сил и возможностей, судорожное сокращение мышц в холодной воде, купание и ныряние в неизвестных и запрещенных местах, купание в нетрезвом виде и др. Тот, кто не умеет плавать, оказавшись в воде, тонет чаще всего от страха, который парализует его волю.
Дети тонут из-за недосмотра за ними взрослых, из-за шалости на воде, при катании по хрупкому, неокрепшему льду и т.д.
Состояние утопающих бывает различным в зависимости от того, какое время они находились под водой. В легких случаях, когда погружение под воду было кратковременным, а количество воды, попавшей в дыхательные пути, незначительным, у пострадавшего сохраняется дыхание и сердечная деятельность, а на первый план выступают признаки психоэмоционального возбуждения (бледность, озноб, учащение пульса, возможны неадекватные действия).
В тяжелых случаях утопления большое количество воды поступает в дыхательные пути и легкие. Это приводит к удушью. Возникает так называемая «синяя» асфиксия. Вслед за этим (через 4-5 минут) останавливается сердце и наступает состояние клинической смерти. Кожные покровы и слизистые оболочки у таких пострадавших синего цвета, изо рта и носа в большом количестве выделяется пенистая жидкость. Однако у 10-15% утопающих при попадании воды в гортань наступает мгновенный спазм голосовых связок, и вода не проникает в дыхательные пути. Этот вид удушья называют «белой» асфиксией. Кожа и слизистые оболочки у таких пострадавших бледные, воды в дыхательных путях и легких нет.
Неумелая попытка помочь тонущему, если он еще держится на воде, может поставить под угрозу жизнь спасающего. Подплывать к тонущему надо сзади, после чего необходимо взять его за волосы или руку, перевернуть на спину и извлекать из воды лицом вверх, чтобы оно было над водой.
Объем первой помощи зависит от состояния пострадавшего. Если у него сохраняются дыхание и сердечная деятельность, а на первый план выступает психоэмоциональное возбуждение, то после извлечения из воды с него надо по возможности снять мокрую одежду, растереть тело сухой тканью, успокоить, дать настойку валерианы или пустырника, согреть, напоить горячим чаем.
Если пострадавший находится в состоянии «синей» асфиксии, то прежде всего надо освободить дыхательные пути и желудок от воды. Для этого оказывающий помощь укладывает пострадавшего грудью на бедро своей согнутой в колене ноги, чтобы голова его свисала. Энергичным надавливанием на грудную клетку удаляет воду. Затем пальцем, обернутым носовым платком, извлекает изо рта слизь, ил, песок и другие инородные предметы. У ребенка удалить воду можно, перевернув его за ноги вниз головой.
После освобождения дыхательных путей пострадавшего укладывают на ровную жесткую поверхность на спину, под плечи подкладывают валик, запрокидывают голову и приводят комплекс реанимационных мероприятий.
У пострадавших, находящихся в состоянии «белой» асфиксии, воды в дыхательных путях нет, поэтому не надо терять время на её удаление. В этом случае удаляют изо рта пострадавшего инородные тела и сразу приступают к оживлению.
Во всех несчастных случаях одновременно с оказанием первой помощи пострадавшему на место происшествия необходимо вызвать медицинских работников.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях