17.9. Фитотерапия в домашних условиях
Фитотерапия (лечение растениями) – одна из древнейших отраслей знания, уходящая корнями в историю первобытного общества. Составляя основу народной медицины, лечение растениями, в настоящее время, не только не утратило своей актуальности, но и получило широкое распространение по всему миру. В современной фармации, например, процент лекарств из растений составляет: среди сердечно-сосудистых - 77% , желчегонных и отхаркивающих – 70% препаратов. Особенно широко используются препараты растительного происхождения в Германии, Франции, Японии, Италии, Индии и многих других странах. В ходе эволюции человек приспособился к их усвоению, поскольку лекарственные растения и их препараты легче включаются в процесс жизнедеятельности, не отторгаются организмом, не вызывают вредного побочного эффекта, обладают более мягким действием, обычно менее токсичны, чем химиопрепараты, исключают привыкание к ним организма больного, снижают аллергическую реакцию.
В России фитотерапия является традиционно и широко используемым методом лечения. Из 20 000 видов растений, произрастающих на территории нашей страны, в качестве лекарственных растений используют свыше 10%.
Формы применения лекарственных растений.
Настои и отвары – это водные вытяжки из растений. Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Существуют горячие и холодные способы их приготовления. При горячем способе измельченное сырье отвешивают (отмеряют) в эмалированную или фарфоровую посуду, обливают водой комнатной температуры, закрывают крышкой и помещают на 15 минут в «водяную баню» (сосуд с кипящей водой). Затем охлаждают в течение 45 минут, процеживают и дополняют холодной кипяченой водой до нужного объема.
Можно воспользоваться и таким способом. Залить сырье крутым кипятком, плотно закрыть и настоять в течение 4-8 часов.
Приготавливая настои не надо их подвергать кипячению, так как при этом могут разрушаться действующие начала растений.
При холодном способе приготовления настоя взвешенное и измельченное сырье помещают в эмалированную посуду, заливают необходимым количеством остуженной кипяченой воды, закрывают крышкой и настаивают в течение 4-12 часов, затем фильтруют через марлю.
Отвары готовят из корней, коры, корневищ. Сырье измельчают до частиц размером не более 3 мм. Необходимое количество его помещают в эмалированную или фарфоровую посуду, заливают водой комнатной температуры, закрывают крышкой и помещают в «водяную баню» на 30 минут. Затем отвар охлаждают при комнатной температуре в течение 10 минут и процеживают через марлю.
Готовые отвары и настои хранят в прохладном месте не более 3-4 дней.
Настойки – это спиртовая вытяжка из растений. Измельченное сырье заливают 70º-ным раствором этилового спирта (1 весовая часть сырья на 5 частей спирта). Из сырья, содержащего сильнодействующие вещества это соотношение должно быть 1:10.
Залитое сырье закрывают плотной пробкой и выдерживают в темном месте при комнатной температуре в течение 7 суток. Затем настойку фильтруют через марлю в темную бутылку, где она может храниться в течение нескольких лет. В домашних условиях настойки можно приготовить на водке. Настойки дозируются в каплях (взрослому 25-30 капель на прием).
Экстракты – это сгущенные вытяжки из лекарственных растений. Они бывают спиртовые, водные, эфирные. Готовят их на фармацевтических фабриках.
При лечении обычно используют сборы или смеси растений, обладающих одинаковым лечебным эффектом или дополняющих и усиливающих влияние друг на друга. Смеси обладают более выраженным лечебным эффектом.
В этом разделе нашего учебного пособия мы знакомим наших читателей с наиболее часто применяемыми лекарственными растениями в профилактических и лечебных целях.
Профилактическая фитотерапия
Она необходима в повседневной жизни каждого человека для предупреждения заболеваний и поддержания высокого уровня работоспособности.
Лекарственные растения, применяемые в профилактических целях можно разделить по их действию:
- витаминные средства,
- адаптогены,
- детоксиканты,
- источники минеральных веществ.
Витаминосодержащие средства (источники витаминов).
Витамин А (ретинол) содержится: морковь (корнеплод), абрикос (плоды), календула (цветы), облепиха (плоды), одуванчик (цветы), смородина черная (листья, плоды), шиповник (плоды), рябина обыкновенная и черноплодная (плоды), салат (листья), перец зеленый (листья).
Витамин Е (токоферол): зерна арахиса, кукурузы, рис, соя, а также растительные масла различных семян.
Витамин К (викасол): капуста цветная (листья), рябина обыкновенная (листья), тысячелистник (трава), хвоя, шпинат (листья), крапива (листья), люцерна (листья).
Витамин В1 (тиамин): зародыши злаков, мука грубого помола.
Витамин В2 (рибофлавин): орехи (лесной, миндаль, грецкий), бобовые культуры, зародыши злаков.
Витамин В3 (пантотеновая кислота): зеленые части растений.
Витамин В6 (пиридоксин): бобовые, зародыши злаков, картофель.
Витамин Вс (фолиевая кислота): зеленые части растений капусты цветной, моркови, шпинат, все бобовые.
Витамин В15 (пангамат кальция): зародыши злаков, мука грубого помола.
Витамин С (аскорбиновая кислота): шиповник (плоды), облепиха (плоды), смородина черная (листья, плоды), рябина обыкновенная (плоды), салат (листья), перец сладкий красный (плоды), лук зеленый, чеснок, черемша (медвежий лук), все цитрусовые (плоды).
Витамин Р (рутин): чай зеленый (сушеные чайные листья) и все, что содержит витамин С.
Витамин РР (никотиновая кислота): плоды банана, дыни обыкновенной, персика, зародыши злаков, капуста, картофель, листья и стебли репы и спаржи, бобовые культуры.
Адаптогены (средства повышающие приспособляемость организма к неблагоприятным условиям среды).
Корневища элеутерококка, левзеи, женьшеня, заманихи, цветы календулы, семена и плоды лимонника, сок каланхоэ и алоэ, золотой корень.
Детоксиканты (повышают обезвреживающую функцию печени и способствуют связыванию и выведению токсических продуктов из кишечника).
Семена и листья расторопши, сырые морковь и свекла, сухофрукты, кабачки, тыква, капуста, картофель, лук, помидоры, салат.
Источники минеральных веществ.
Железо и магний: абрикос, айва, бобовые, брюква, вишня, груша, инжир, капуста, маслины, морковь, овес, персик, петрушка, помидоры, свекла, смородина черная, сухофрукты, укроп, финик, хурма, черемша, черешня, черника, чеснок, шиповник, шпинат, яблоки.
Калий: абрикос, ананас, баклажан, банан, горох зеленый, капуста, картофель, пастернак, петрушка, помидоры, просо, ревень, редька, свекла, смородина черная, финик, шпинат, щавель, укроп, фасоль, хрен.
Кальций: овес, пастернак, петрушка, салат, соя, сухофрукты, толокно, фасоль. Кальций не усваивается, если в пище присутствуют жиры, мука и соли щавелевой кислоты (их содержат чай, яблоки, айва, апельсин, бобовые, листья винограда, груша, земляника, инжир, какао, крыжовник, лимон, лук, щавель, морковь, петрушка, помидор, ревень, свекла, сельдерей, слива).
Фосфор: банан, горох зеленый, капуста, морковь, орехи, пастернак, листья петрушки, сухофрукты, хрен.
Фтор: зеленые листья капусты, лук зеленый и пшеница.
Примеры витаминных чаев.
Витаминный чай № 1
Плоды шиповника 1 часть, ягоды смородины 1 часть
1 столовую ложку смеси заварить 2 стаканами кипятка, настоять 1 час в термосе, принимать по 0,5 стакана. 3 раза в день.
Витаминный чай № 2
Плоды шиповника 1 часть, плоды рябины 1 часть
1 столовую ложку смеси заварить 2 стаканами кипятка, кипятить 10 минут, настаивать 4 часа в термосе, принимать по 0,5 стакана 3 раза в день.
Витаминный чай № 3
Плоды шиповника 3 части, плоды брусники 1 часть, лист крапивы 3 части
1 столовую ложку смеси заварить 2 стаканами кипятка, кипятить 10 минут, настаивать 4 час в термосе, принимать по 0,5 стакана 3 раза в день.
Витаминный чай № 4
Плоды шиповника 3 части, ягоды смородины 1 часть, листья крапивы 3 части, корнеплод моркови 3 части
1 столовую ложку смеси заварить 2 стаканами кипятка, кипятить 10 минут, настаивать 4 час в термосе, принимать по 0,5 стакана 3 раза в день.
Фитотерапия в лечебных целях
Приводимые лекарственные средства можно широко использовать в домашних условиях, но при обязательной предварительной консультации с лечащим врачом.
Растения, применяемые преимущественно при лечении сердечно-сосудистых заболеваний: арбуз, аир, береза, боярышник, брусника, валериана, донник, душица, зверобой, земляника, календула, клевер, крапива, ламинария, лен, липа, лук репчатый, малина, мать-и-мачеха, мелисса, можжевельник, мята, одуванчик, орех грецкий, подорожник, пустырник, роза, ромашка, рябина красная и черноплодная, лист смородины, солодка, спорыш, спаржа, тысячелистник, укроп, хвощ, хмель, цикорий, чабрец, чеснок, черника, шалфей, шиповник и др.
Растения, применяемые преимущественно при лечении заболеваний дыхательных путей: аир, алтей, анис, багульник, береза, бузина черная, валериана, девясил, донник, душица, зверобой, земляника, календула, клевер, крапива, лен, липа, лук репчатый, малина, мать-и-мачеха, можжевельник, мята, одуванчик, подорожник, редька, ромашка, смородина черная, солодка, сосна, спорыш, тмин, тысячелистник, укроп, хвощ, чабрец, чеснок, шалфей, шиповник, эвкалипт и др.
Растения, применяемые преимущественно при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта: аир, алоэ, алтей, анис, барбарис, береза, брусника, бузина черная, валериана, девясил, донник, дуб, душица, зверобой, земляника, золототысячник, календула, калина, капуста, клевер, крапива, крушина, ламинария, лен, лопух, лук, малина, мать-и-мачеха, мелисса, можжевельник, мята, овес, одуванчик, орех грецкий, подорожник, пустырник, ромашка, рябина обыкновенная, смородина черная, солодка, спорыш, тмин, тысячелистник, укроп, хвощ, цикорий, чабрец, чага, черемуха, черника, чеснок, шалфей, шиповник, щавель конский, эвкалипт и др.
Для лечении заболеваний почек и мочевого пузыря применяют аир, арбуз, бруснику, василек, донник, дуб, душицу, зверобой, землянику, календулу, клюкву, крапиву, кукурузу, лен посевной, можжевельник, мяту, петрушку, пустырник, ромашку, смородину черную, солодку, сосну, спаржу, спорыш, татарник, толокнянку, тысячелистник, укроп, хвощ, хмель, чабрец, чернику, шалфей, шиповник, эвкалипт и др.
Приводим рецепты сборов применяемые при наиболее часто встречающихся заболеваниях.
Потогонные сборы, применяемые при простудных заболеваниях
Сбор №1
Цветки липы 1 часть, ягоды малины 1 часть
2 столовые ложки смеси заварить двумя стаканами кипятка, кипятить 5 минут. Пить горячим, как чай
Сбор №2
Плоды малины 2, листья мать-и-мачехи 2, трава душицы 1
2 столовые ложки смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 20 минут, процедить. Пить горячим, как чай.
Сбор №3
Цветки липы 1, листья мать-и-мачехи 1
Столовую ложку смеси заварить в 1 стакане кипятка, настоять 20 минут, процедить. Пить теплым.
Смеси при заболевании органов дыхания
Сбор №1
Листья мать-и-мачехи 4 части, листья подорожника большого 3 части, корень солодки 3 части
Столовую ложку смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по1\2 стакана через 3 часа.
Сбор №2
Корень алтея 2 части, листья подорожника большого 2 части, трава душицы 1 часть
Столовую ложку смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по1\2 стакана через 3 часа.
Сбор № 3
Лист шалфея 1 часть, плоды аниса 1 часть, почки сосновые 1 часть, корень алтея 1 часть, корень солодки 1 часть
Столовую ложку смеси заварить в стакане кипящей воды, настаивать 20 минут, процедить через марлю и принимать по 1\4 стакана через 3 часа
Сбор для полоскания горла
Цветы липы 2 части, цветы ромашки 3 части
Столовую ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить. Полоскать горло несколько раз в день.
Смеси при заболеваниях органов пищеварения
Сбор № 1 (при болях и спазмах в желудке)
Цветы ромашки аптечной 1 часть, трава тысячелистника 1 часть
2 столовые ложки смеси настоять в 1 стакане кипятка, процедить. Принимать по 1\2 стакана 3-4 раза в день.
Сбор № 2 (при гастрите со сниженной секрецией)
Листья трифоли 1 часть, корневище аира 1 часть, трава полыни горькой 2 части
Чайную ложку сбора заварить в 1 стакане кипятка. Остудить, процедить. Принимать по 1\3 стакана 3 раза в день до еды.
Сбор № 3 (при сохраненной и повышенной кислотности желудочного сока)
По одной части липового цвета, семян льна, корня солодки, корневища аира, листьев мяты перечной, плодов фенхеля
Столовую ложку смеси настоять в стакане кипятка в закрытой посуде. Принимать по 1 стакану 2-3 раза в день.
Сбор стимулирующий пищеварение
Кора крушины 1 часть, листья мяты перечной 2 части, листья крапивы 3 части, корень валерианы 2 части, корневище аира 1 часть
2 чайные ложки смеси заварить в 1 стакане кипящей воды, кипятить 10 минут, процедить, принимать по полстакана утром и вечером.
Сбор, применяемый при повышенной кислотности желудочного сока
Листья подорожника 4 части, трава зверобоя 4 части, трава сушеницы 4 части, трава золототысячника 2 части, листья мяты 1 часть, трава спорыша 2 части, корневище аира 1 часть, плоды тмина 1,5 части, трава тысячелистника 0,6 части
40 г смеси настаивать 12 часов в 1 л кипятка. Процедить. Принимать по полстакана 4 раза в день через час после еды.
Слабительный чай
Кора крушины 1 часть, листья крапивы 2 части, тысячелистник 1 часть
Столовую ложку смеси заварить 2 стаканами кипящей воды. Кипятить 10 минут, процедить через марлю. Принимать по 1\2 – 1 стакану на ночь.
Вяжущий сбор
Корни щавеля конского 1 часть, корневище змеевика 1 часть
2 чайные ложки смеси заварить в 1 стакане воды, кипятить 1\2 часа, процедить. Принимать по 1\4 стакана 3-4 раза в день.
При заболеваниях печени и желчных путей
Сбор № 1
Корень одуванчика 1 часть, корень стальника колючего 1 часть, листья мяты перечной 1 часть, кора крушины 1 часть
Столовую ложку смеси залить 1 стаканом кипятка, кипятить 10 минут. Принимать по 1\2 стакана 3 раза в день за 15 минут до еды.
Сбор № 2
Плоды барбариса 1 часть, листья березы 1 часть, плоды можжевельника 1 часть, трава полыни горькой 1 часть, трава тысячелистника 1 часть
Чайную ложку смеси залить 1 стаканом кипятка. Настаивать 20 минут, процедить. Принимать по 1 стакану настоя утром и вечером.
При заболеваниях нервной и сердечно-сосудистой системы
Успокоительный сбор № 1 (при заболеваниях нервной и сердечно-сосудистой системы)
Корень валерианы 3 части, листья мяты перечной 3 части, листья вахты трилистной 4 части
Столовую ложку смеси заварить 1 стаканом кипятка, настаивать 20 минут, процедить. Принимать по 1\2 стакана утром и на ночь.
Успокоительный сбор № 2
Трава пустырника 3 части, трава сушеницы болотной 3 части, цветы боярышника 3 части, цветки ромашки аптечной 1 часть
Столовую ложку смеси заварить в 1 стакане кипятка, настаивать 8 часов, процедить. Принимать по 1\2 стакана 3 раза в день через 1 час после еды.
Мочегонный сбор
Листья земляники лесной 1 часть, листья крапивы двудомной 1 часть, листья ежевики 1 часть, листья березы 2 части, льняное семя 5 частей
Столовую ложку смеси настоять на 1 стакане холодной воды в течение 6 часов, затем кипятить 15 минут. Выпивать 1-2 стакана в день.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях