17.5. Техника постановки инъекций
Для проведения инъекций лучше всего пользоваться одноразовыми шприцами. Лекарственные вещества для инъекций выпускают в стерильных ампулах и флаконах, содержащих стерильные растворы. Парентеральным способом можно применять лекарственные средства, оказывающие умеренное раздражающее действие, а также депо-препараты. Объем вводимого вещества не должен превышать 10 мл.
Для проведения инъекций необходимо приготовить:
стерильную салфетку
спирт для обработки рук
ватные шарики
пилочку для вскрытия ампулы.
Перед постановкой инъекции тщательно обработать кисти рук теплой водой с мылом, затем протереть их спиртом. На стол перед собой положить стерильную салфетку (при ее отсутствии можно прогладить горячим утюгом кусок любой хлопчатобумажной ткани). На нее положить ватные шарики, пилку, шприц, ампулу.
Прежде чем набрать в шприц лекарство, необходимо очень внимательно прочесть название, чтобы убедиться в его соответствии назначению. Для каждой инъекции необходимо иметь две иглы: одна из них с широким просветом - для набора раствора в шприц, другая - непосредственно для инъекции, что обеспечивает соблюдение стерильности.
Для вскрытия ампулы верхнюю ее часть надо обработать ватным шариком, смоченным в спирте, надпилить по окружности пилкой, снова обработать спиртом и отломить в месте подпила. Вскрытую ампулу взять 2-м и 3-м пальцами левой руки, правой ввести иглу шприца в отверстие ампулы, не касаясь наружных стенок. Затем шприц переложить в левую руку, удерживать его 1-м, 4-м и 5-м пальцами, а 1-м, 2-м и 3-м пальцами правой руки оттянуть поршень и набрать необходимое количество раствора (рис.2).
Чтобы набрать лекарство из флакона, надо вначале снять с него крышку, резиновую пробку, протереть спиртом и проколоть иглой, соединенной со шприцем, в котором имеется растворитель. Постепенно ввести раствор (вода для инъекций или 0,5 % раствор новокаина), под действием которого лекарственное вещество растворяется. Затем флакон перевернуть и набрать жидкость в шприц. Далее необходимо произвести замену иглы и вытеснить воздух до появления капли жидкости.
Подкожные инъекции
В связи с тем, что подкожный жировой слой богато снабжен кровеносными сосудами, лекарственные вещества можно вводить подкожно. При подкожном введении всасывание лекарственных веществ, а, следовательно, и проявление терапевтического действия происходит медленнее, чем при внутримышечном и внутривенном введении. Однако эффект сохраняется более длительно. Следует помнить, что подкожно введенные вещества плохо всасываются при недостаточности периферического кровообращения (например, при шоке, ожогах). Наиболее удобным участком для подкожных инъекций является поверхность плеча, подлопаточное пространство, передненаружная поверхность бедра. В этих участках кожа легко захватывается в складку и отсутствует опасность повреждения кровеносных сосудов, нервов и надкостницы.
Для постановки подкожной инъекции пациент может сидеть или лежать. Обстановка вокруг него должна быть доброжелательной. Перед инъекцией кожу тщательно дважды обрабатывают спиртовым раствором. Первый раз протирают участок площадью 10-15 см². Второй раз - непосредственно место прокола. Левой рукой собирают кожу в складку треугольной формы основанием вниз, вторымпальцем правой руки держат канюлю, пятым пальцем - поршень, а остальными - цилиндр. Быстрым движением вводят иглу в основание треугольника срезом вверх под углом 45 градусов на глубину 1-2 сантиметра между первым и вторым пальцами левой руки, и вводят лекарство под кожу. Когда весь раствор введен, быстрым движением извлекают иглу и таким образом предотвращают вытекание лекарства. Место укола протирают ватным тампоном, смоченным в спирте (рис.3).
При подкожных инъекциях возможно попадание иглы в сосуды, особенно опасно попадание в сосуды масляных растворов. Поэтому после введения иглы надо потянуть поршень шприца и убедиться, что в него не попала кровь.
Внутримышечные инъекции
Мышцы обладают широкой сетью кровеносных сосудов, поэтому создаются условия для быстрого и полного всасывания лекарств. При внутримышечном введении препарата обеспечивается относительно быстрое наступление эффекта
Внутримышечную инъекцию следует производить в определенных местах тела, где имеется значительный слой мышечной ткани, вдали от крупных кровеносных сосудов и нервных стволов, например, в мышцы ягодиц и бедер. Для внутримышечных инъекций пользуются иглами толщиной 0,8-1,5 мм и длиной 8-10см. Длина иглы зависит от толщины слоя подкожной клетчатки, необходимо, чтобы игла при введении прошла подкожно-жировой слой и находилась в толще мышцы.
Наиболее удобным местом для внутримышечных инъекций является ягодичная область, но так как там проходит крупный седалищный нерв и кровеносные сосуды, инъекции следует проводить только в верхний наружный квадрант, который определяют, мысленно разделив ягодицу на четыре части.
Подготовка шприца, обработка рук и кожи больного производят также, как описано выше. Больной лежит на животе (при введении лекарств в область ягодицы) или на спине (при введении в переднюю поверхность бедра). Шприц держат в правой руке таким образом: второй палец придерживает поршень, пятый палец - муфту иглы, а остальные пальцы держат цилиндр.
Кожу вокруг места прокола растягивают левой рукой. Решительным движением вводят иглу на глубину 7-8 см, перпендикулярно поверхности тела больного оставляя один сантиметр над муфтой, так как в этом месте игла чаще всего ломается. После этого необходимо потянуть поршень на себя, убедиться, что игла не находится в кровеносном сосуде (кровь не появляется в шприце), а затем нажать на поршень, постепенно вытесняя раствор до конца (рис.4).
Удалять иглу следует быстро, прижимая к коже ватный тампон, смоченный спиртом.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях