10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
Как уже было сказано, различают профилактику первичную, направленную непосредственно на предупреждение заболеваний. Вторичную, которая предполагает раннее выявление заболеваний, своевременное, правильное их лечение с целью предупреждения осложнений и перехода в хроническую форму. Третичная профилактика предусматривает восстановительное лечение детей с хроническими заболеваниями, чтобы предупредить инвалидность.
Во всех 3-х видах профилактики заболеваний должен принимать участие учитель, так как значительную часть времени учащиеся проводят в школе. Наиболее существенна роль учителя в первичной профилактике.
Известно, что в процессе учебных занятий наступает умственное и физическое утомление учащихся. Если не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, то утомление может перейти в переутомление. А это уже предболезненное состояние, так как при нём снижаются функциональные возможности организма, падает иммунитет, что способствует возникновению заболеваний и, прежде всего болезней дыхательной системы.
На состоянии здоровья учащихся сказываются многие школьные факторы: обучающая программа, психологический климат, расписание уроков (дневное, недельное), световой, температурный, воздушный режим и другие.
Учитель должен помнить, что среди других мер в предупреждении заболеваний и, прежде всего органов дыхания большую роль играет чистота воздуха, его физико-химические свойства. Например, к началу 4-го урока количество углекислого газа в классе возрастает в 3 раза, а в течение дня может увеличиваться в 100 раз. Одновременно уменьшается содержание кислорода в 1,3 раза. За счет выдыхаемых паров и испарения пота увеличивается влажность воздуха и нарушается терморегуляция.
Воздух в непроветреином классе загрязнён также газообразными веществами, которые образуются при химическом разложении пыли на одежде, мебели и других предметах, находящихся в классе, а также при разложении пота и кожного сала с поверхности тела.
Во время занятий в классе уменьшается количество лёгких отрицательно заряженных ионов. Лёгкие ионы становятся тяжелыми за счёт оседающих на них паров воды, пыли, микробов и других частиц. При проветривании класса погибает от 50 до 80% микробов, остальные – под воздействием солнечного света. Регулярная влажная уборка удаляет из помещения грязь, пыль, микробы, предупреждая попадание их в воздух, а значит и в дыхательные пути учащихся. Нельзя забывать о чистоте школьной одежды и обуви. Они являются основными источниками загрязнения учебных классов.
Правильное гигиеническое содержание классов и других помещений школы является существенной мерой в предупреждении заболеваний органов дыхания.
Очень важно помнить о том, что переохлаждение организма учащихся также снижает иммунитет и тем самым способствует возникновению заболеваний органов дыхания.
Хороший микроклимат можно создать озеленением прилегающей к школе территории деревьями, кустарниками, цветами. Это оказывает не только эстетическое воздействие, но и создаёт защиту органов дыхания учащихся от пыли и болезнетворных микробов. Исследования проб воздуха показывают, что содержание микробов в воздухе среди зелёных насаждений в 2 раза меньше, чем на не озеленённой территории.
Особенно полезно вокруг школы высаживать берёзы, сосны, ели, лиственницы, тополя. Они выделяют эфирные масла, обладающие бактерицидным действием на микробы. Это также способствует профилактике заболеваний дыхательных путей.
Через каждый школьный предмет надо воспитывать у детей отношение к своему здоровью, как величайшей ценности. Прививать им навыки здорового образа жизни, которые позволят не только сохранить, но и преумножить потенциал здоровья, а значит повысить сопротивляемость организма к любой инфекции.
Вторичная профилактика заболеваний дыхательной системы у школьников заключается в раннем выявлении детей, заболевших ОРЗ, гриппом, другими острыми заболеваниями органов дыхания. При выявлении в классе детей с такими заболеваниями учитель должен принять меры к их изоляции. Эти меры помогут уберечь от заражения других учащихся.
В период массовых заболеваний вирусными инфекциями и особенно гриппом в школах вводится карантин и отменяются занятия. Эта мера позволяет предупредить дальнейшее распространение инфекции и в то же время уберечь заболевших от осложнений.
Определённое участие принимает учитель и в третичной профилактике заболеваний органов дыхания. Во-первых, он должен знать, что в его классе учится ребёнок с хроническим заболеванием и помогать ему в освоении учебного материала. Во-вторых, многие учителя привлекаются к обучению больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы на дому, что позволяет быстрее восстановить здоровье детей и предупредить более серьёзное осложнение.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях