logo search
Учебник по ОМЗ

10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков

Как уже было сказано, различают профилактику первичную, направленную непосредственно на предупреждение заболеваний. Вторичную, которая предполагает раннее выявление заболеваний, своевременное, правильное их лечение с целью предупреждения осложнений и перехода в хроническую форму. Третичная профилактика предусматривает восстановительное лечение детей с хроническими заболеваниями, чтобы предупредить инвалидность.

Во всех 3-х видах профилактики заболеваний должен принимать участие учитель, так как значительную часть времени учащиеся проводят в школе. Наиболее существенна роль учителя в первичной профилактике.

Известно, что в процессе учебных занятий наступает умственное и физическое утомление учащихся. Если не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, то утомление может перейти в переутомление. А это уже предболезненное состояние, так как при нём снижаются функциональные возможности организма, падает иммунитет, что способствует возникновению заболеваний и, прежде всего болезней дыхательной системы.

На состоянии здоровья учащихся сказываются многие школьные факторы: обучающая программа, психологический климат, расписание уроков (дневное, недельное), световой, температурный, воздушный режим и другие.

Учитель должен помнить, что среди других мер в предупреждении заболеваний и, прежде всего органов дыхания большую роль играет чистота воздуха, его физико-химические свойства. Например, к началу 4-го урока количество углекислого газа в классе возрастает в 3 раза, а в течение дня может увеличиваться в 100 раз. Одновременно уменьшается содержание кислорода в 1,3 раза. За счет выдыхаемых паров и испарения пота увеличивается влажность воздуха и нарушается терморегуляция.

Воздух в непроветреином классе загрязнён также газообразными веществами, которые образуются при химическом разложении пыли на одежде, мебели и других предметах, находящихся в классе, а также при разложении пота и кожного сала с поверхности тела.

Во время занятий в классе уменьшается количество лёгких отрицательно заряженных ионов. Лёгкие ионы становятся тяжелыми за счёт оседающих на них паров воды, пыли, микробов и других частиц. При проветривании класса погибает от 50 до 80% микробов, остальные – под воздействием солнечного света. Регулярная влажная уборка удаляет из помещения грязь, пыль, микробы, предупреждая попадание их в воздух, а значит и в дыхательные пути учащихся. Нельзя забывать о чистоте школьной одежды и обуви. Они являются основными источниками загрязнения учебных классов.

Правильное гигиеническое содержание классов и других помещений школы является существенной мерой в предупреждении заболеваний органов дыхания.

Очень важно помнить о том, что переохлаждение организма учащихся также снижает иммунитет и тем самым способствует возникновению заболеваний органов дыхания.

Хороший микроклимат можно создать озеленением прилегающей к школе территории деревьями, кустарниками, цветами. Это оказывает не только эстетическое воздействие, но и создаёт защиту органов дыхания учащихся от пыли и болезнетворных микробов. Исследования проб воздуха показывают, что содержание микробов в воздухе среди зелёных насаждений в 2 раза меньше, чем на не озеленённой территории.

Особенно полезно вокруг школы высаживать берёзы, сосны, ели, лиственницы, тополя. Они выделяют эфирные масла, обладающие бактерицидным действием на микробы. Это также способствует профилактике заболеваний дыхательных путей.

Через каждый школьный предмет надо воспитывать у детей отношение к своему здоровью, как величайшей ценности. Прививать им навыки здорового образа жизни, которые позволят не только сохранить, но и преумножить потенциал здоровья, а значит повысить сопротивляемость организма к любой инфекции.

Вторичная профилактика заболеваний дыхательной системы у школьников заключается в раннем выявлении детей, заболевших ОРЗ, гриппом, другими острыми заболеваниями органов дыхания. При выявлении в классе детей с такими заболеваниями учитель должен принять меры к их изоляции. Эти меры помогут уберечь от заражения других учащихся.

В период массовых заболеваний вирусными инфекциями и особенно гриппом в школах вводится карантин и отменяются занятия. Эта мера позволяет предупредить дальнейшее распространение инфекции и в то же время уберечь заболевших от осложнений.

Определённое участие принимает учитель и в третичной профилактике заболеваний органов дыхания. Во-первых, он должен знать, что в его классе учится ребёнок с хроническим заболеванием и помогать ему в освоении учебного материала. Во-вторых, многие учителя привлекаются к обучению больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы на дому, что позволяет быстрее восстановить здоровье детей и предупредить более серьёзное осложнение.