1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
С целью определения уровня здоровья и своевременного выявления заболеваний проводятся комплексные профилактические осмотры. Состав врачебной комиссии при этом бывает различным в зависимости от возраста осматриваемых. Так при подготовке ребенка в школу его в 5-летнем возрасте осматривают: педиатр, психоневролог, окулист, ортопед, ЛОР-врач (ухо, горло, нос), зубной врач, логопед. При этом обязательно производят антропометрические измерения (рост, масса тела, размеры головы, грудной клетки), определяют мышечную силу. Делают общий анализ крови, мочи, а в необходимых случаях производят более глубокие биохимические исследования крови, применяют специальные инструментальные методы исследования (электрокардиография, ультразвуковые исследования и др.). На основании заключения врачебной комиссии, в случаях необходимости, под наблюдением участкового педиатра проводят лечебно-оздоровительные мероприятия
За 5-6 месяцев до поступления в школу ребенок должен пройти повторное обследование. Результат его фиксируют в индивидуальной карте ребенка, где обязательно помечают группу здоровья и физкультурную группу, а затем карту передают в школу. При этом А.А.Баранов и Н.А.Матвеева (1989) рекомендуют по медицинским и психолого-педагогическим критериям делить обследуемых на 3 группы: готовые к обучению, условно готовые и не готовые. Последних (15-20% среди обследованных детей) нежелательно обучать с 6-летнего возраста, так как их организм еще не готов к тем учебным нагрузкам, которые предстоят им в школе, в связи, с чем возможно ухудшение их здоровья. Встречаются не готовые к обучению и среди детей 7-летнего возраста.
По физическому здоровью человека в большинстве случаев можно судить о функционировании наиболее важных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др.). Чтобы оценить резервные возможности органов и функциональных систем организма надо определить «динамическое» здоровье, т.е. определить состояние организма до и после дозированных нагрузок.
Существует много способов определения уровня физического здоровья. В основу всех методов заложены непрямые оценки расхода энергии при различных нагрузочных тестах. Одни из них довольно сложные, другие просты и доступны каждому, кто пожелает определить ориентировочный уровень своего здоровья. Вот один из наиболее простых способов:
определяют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких утром в покое, а затем определяют эти же показатели после нагрузки (бег 2 км, подтягивание, сгибание туловища и др.) и по специальной таблице рассчитывают уровень здоровья в баллах. К примеру, если взрослый человек 2 км пробегает более чем за 11 минут (для женщин) или за 9,5 минут (для мужчин), то это неблагоприятный показатель, который говорит о том, что организм слабо тренирован, а значит, есть риск заболеваний сердечно сосудистой и других систем организма.
При оценке состояния здоровья человека надо руководствоваться следующими принципами (В.Н.Кирой, В.Б.Войнов, 1998):
комплексность и системность,
функциональность (оценивать состояние с учетом стиля жизни человека, его профессиональной деятельности и др.),
многоуровневость (определение всех возможных градаций уровня здоровья),
индивидуальность, в том числе генетическая.
П о н я т и е н о р м ы з д о р о в ь я
Обычно в практической деятельности норму соматического здоровья человека определяют методом статистической обработки совокупной деятельности основных органов и систем.
Биологическая норма здоровья – это диапазон функционирования живого организма, который определяется совокупностью фенотипических (индивидуальных) реакций живого организма в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды.
Это значит, что организм одного и того же человека в разных условиях ведёт себя по-разному. Оказываясь в других условиях, он всякий раз вынужден адаптироваться. Адаптивные возможности организма – это результат взаимодействия генетической основы и окружающей среды.
И здесь всё зависит от врождённых особенностей организма, способного обеспечить реакции на меняющиеся условия среды. Чем шире этот диапазон, тем выше адаптивные реакции организма, а значит приспособляемость идёт с меньшими потерями для здоровья. Так, например, есть люди, способные сконцентрировать и выдать огромное количество энергии в очень короткий промежуток времени. Их называют спринтерами. Другие могут отдать такое же количество энергии в течении длительного времени. Таких людей называют стайерами. Человек, имеющий широкий диапазон приспособительных реакций, по своим возможностям находится между этими крайними типами людей.
У каждого человека от рождения прочность органов и функциональных систем организма не одинакова. В них есть слабое звено, т.е. тот орган, прочность которого у данного человека наименьшая. Чтобы определить норму здоровья конкретного человека, надо исследовать реакцию основных его функциональных систем на различные физические и психоэмоциональные нагрузки. Величина этих нагрузок должна быть индивидуальной, в зависимости от возраста, пола, профессии, наследственности и некоторых других условий.
При определении результата существенное значение имеет уровень энергетических затрат организма на эти нагрузки. Если он велик, то значит реакция выходит за рамки рабочего диапазона, т.е. нормы. А это указывает на то, что организм физически слабо тренирован, и к норме здоровья надо идти через дозированные физические нагрузки.
При каком виде и интенсивности физических нагрузок положительный эффект будет максимальным? Он будет таковым, если соответствующая нагрузка будет адекватна норме реакции организма. Однако норма у разных людей не одинакова. У одних она колеблется в широких пределах, а у других – узкая. Если у данного человека норма реакции организма узкая, то требуется особая осторожность при подборе физической нагрузки. Значит оздоровительные мероприятия должны быть строго индивидуальными.
При оценке состояния здоровья человека можно придерживаться следующей классификации:
состояние абсолютного здоровья (достаточно широк адаптационный резерв);
состояние напряжения (функционирование организма обеспечивается за счёт более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем организма);
предболезненные состояния (снижение функциональных резервов организма);
заболевание (срыв адаптации).
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях