logo search
Учебник по ОМЗ

1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья

С целью определения уровня здоровья и своевременного выявления заболеваний проводятся комплексные профилактические осмотры. Состав врачебной комиссии при этом бывает различным в зависимости от возраста осматриваемых. Так при подготовке ребенка в школу его в 5-летнем возрасте осматривают: педиатр, психоневролог, окулист, ортопед, ЛОР-врач (ухо, горло, нос), зубной врач, логопед. При этом обязательно производят антропометрические измерения (рост, масса тела, размеры головы, грудной клетки), определяют мышечную силу. Делают общий анализ крови, мочи, а в необходимых случаях производят более глубокие биохимические исследования крови, применяют специальные инструментальные методы исследования (электрокардиография, ультразвуковые исследования и др.). На основании заключения врачебной комиссии, в случаях необходимости, под наблюдением участкового педиатра проводят лечебно-оздоровительные мероприятия

За 5-6 месяцев до поступления в школу ребенок должен пройти повторное обследование. Результат его фиксируют в индивидуальной карте ребенка, где обязательно помечают группу здоровья и физкультурную группу, а затем карту передают в школу. При этом А.А.Баранов и Н.А.Матвеева (1989) рекомендуют по медицинским и психолого-педагогическим критериям делить обследуемых на 3 группы: готовые к обучению, условно готовые и не готовые. Последних (15-20% среди обследованных детей) нежелательно обучать с 6-летнего возраста, так как их организм еще не готов к тем учебным нагрузкам, которые предстоят им в школе, в связи, с чем возможно ухудшение их здоровья. Встречаются не готовые к обучению и среди детей 7-летнего возраста.

По физическому здоровью человека в большинстве случаев можно судить о функционировании наиболее важных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др.). Чтобы оценить резервные возможности органов и функциональных систем организма надо определить «динамическое» здоровье, т.е. определить состояние организма до и после дозированных нагрузок.

Существует много способов определения уровня физического здоровья. В основу всех методов заложены непрямые оценки расхода энергии при различных нагрузочных тестах. Одни из них довольно сложные, другие просты и доступны каждому, кто пожелает определить ориентировочный уровень своего здоровья. Вот один из наиболее простых способов:

При оценке состояния здоровья человека надо руководствоваться следующими принципами (В.Н.Кирой, В.Б.Войнов, 1998):

П о н я т и е н о р м ы з д о р о в ь я

Обычно в практической деятельности норму соматического здоровья человека определяют методом статистической обработки совокупной деятельности основных органов и систем.

Биологическая норма здоровья – это диапазон функционирования живого организма, который определяется совокупностью фенотипических (индивидуальных) реакций живого организма в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды.

Это значит, что организм одного и того же человека в разных условиях ведёт себя по-разному. Оказываясь в других условиях, он всякий раз вынужден адаптироваться. Адаптивные возможности организма – это результат взаимодействия генетической основы и окружающей среды.

И здесь всё зависит от врождённых особенностей организма, способного обеспечить реакции на меняющиеся условия среды. Чем шире этот диапазон, тем выше адаптивные реакции организма, а значит приспособляемость идёт с меньшими потерями для здоровья. Так, например, есть люди, способные сконцентрировать и выдать огромное количество энергии в очень короткий промежуток времени. Их называют спринтерами. Другие могут отдать такое же количество энергии в течении длительного времени. Таких людей называют стайерами. Человек, имеющий широкий диапазон приспособительных реакций, по своим возможностям находится между этими крайними типами людей.

У каждого человека от рождения прочность органов и функциональных систем организма не одинакова. В них есть слабое звено, т.е. тот орган, прочность которого у данного человека наименьшая. Чтобы определить норму здоровья конкретного человека, надо исследовать реакцию основных его функциональных систем на различные физические и психоэмоциональные нагрузки. Величина этих нагрузок должна быть индивидуальной, в зависимости от возраста, пола, профессии, наследственности и некоторых других условий.

При определении результата существенное значение имеет уровень энергетических затрат организма на эти нагрузки. Если он велик, то значит реакция выходит за рамки рабочего диапазона, т.е. нормы. А это указывает на то, что организм физически слабо тренирован, и к норме здоровья надо идти через дозированные физические нагрузки.

При каком виде и интенсивности физических нагрузок положительный эффект будет максимальным? Он будет таковым, если соответствующая нагрузка будет адекватна норме реакции организма. Однако норма у разных людей не одинакова. У одних она колеблется в широких пределах, а у других – узкая. Если у данного человека норма реакции организма узкая, то требуется особая осторожность при подборе физической нагрузки. Значит оздоровительные мероприятия должны быть строго индивидуальными.

При оценке состояния здоровья человека можно придерживаться следующей классификации: