logo search
Учебник по ОМЗ

11.4. Понятие об олигофрении

Олигофрения (малоумие от греч.oligos – малый, phren – ум) – врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражающееся в недоразвитии психики, преимущественно – интеллекта и всего организма.

Умственная отсталость широко распространена во всем мире (1%-3% населения). Около 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую степень. В последние годы отмечают некоторое увеличение количества умственно отсталых, что объясняется ростом общей продолжительности жизни, а также большей выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Имеет значение и более точный, чем прежде, учет олигофренов во многих странах.

Причины олигофрении у детей принято делить на три основные группы:

  1. наследственные, в том числе связанные с повреждением и дефектами формирования половых клеток родителей (алкоголь, промышленные химические интоксикации, лекарственные средства, облучение);

  2. внутриутробные, действующие на зародыш и плод (резус-конфликт матери и плода, заболевания матери во время беременности гриппом, краснухой, сифилисом и другими инфекциями);

  3. перинатальные (с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорождённого) и в течение первых 3-х лет жизни ребёнка (родовая травма, асфиксия и другие осложнения при родах, тяжелые инфекции и интоксикации в раннем детском возрасте).

Несмотря на разнообразие клинических форм, олигофрении свойственны признаки психического недоразвития: страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Обнаруживают признаки недоразвития всех психических функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т.д.); наблюдается недоразвитие наиболее дифференцированных, молодых функций – мышления и речи. Больше всего эта особенность выявляется у олигофренов в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям.

Олигофрения нередко сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки иногда настолько типичны, что позволяют поставить диагноз еще до проявления психического недоразвития (например, микроцефалия, болезнь Дауна).

Психические дефекты при тяжелой форме олигофрении проявляются рано, при средней и лёгкой они становятся более отчетливыми к концу дошкольного – началу школьного возраста ребёнка. В раннем детском и дошкольном возрасте недостаточность познавательной деятельности проявляется в недоразвитии психических функций: отставание в сроках психомоторного развития, замедленное становление зрительных и слуховых условных рефлексов, замедленная эмоциональная реакция на окружающее, отставание в развитии речи, длительное отсутствие навыков самообслуживания, слабый интерес к окружающему, отсутствие чувств привязанности, сострадания и т.д.

У детей школьного возраста обращает внимание небольшой запас слов, нарушение внимания, снижение памяти, неадекватная реакция на события.

У подростков еще более заметной становится незрелость личности: для них характерна повышенная внушаемость, некритичность, зависимость поведения от внешней ситуации.

Классификация олигофрений основана на группировке их по выраженности слабоумия: идиотия, имбецильность и дебильность

Идиотия – самая тяжелая степень слабоумия с почти полным отсутствием речи и мышления, с потребностью в постоянном уходе и надзоре.

У больных либо нет реакции на обычные раздражители, либо она не адекватна. Восприятия у лиц с идиотией, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь не развита, ограничивается звуками, отдельными словами, нет понимания обращенной к ним речи. Дети, страдающие идиотией, или совершенно не овладевают различными навыками, или приобретают их очень поздно. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей. Больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны. Лица с идиотией нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с удовольствием и неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика. Очень легко возникает аффект злобы, проявляющийся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары). Часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку. Глубокому недоразвитию психики нередко соответствуют грубые дефекты физического развития.

Встречаются и относительно более легкие формы идиотии.

Имбецильность – средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако имбецилы необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Их речь косноязычна. Они могут произносить только несложные фразы. Хотя развитие функций происходит при имбецильности с большей задержкой, больные усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усвоить элементарные знания, которыми пользуются как штампами. Некоторые лица с имбецильностью владеют порядковым счетом, знают отдельные буквы, но усваивают только простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). Эмоции таких лиц бедны, однообразны. На перемену обстановки они дают своеобразную негативную реакцию. В то же время личность их более развита, чем при идиотии, они обидчивы, стесняются своих недостатков, адекватно реагируют на порицание и одобрение. Лица с имбецильностью часто теряются в непривычных условиях и нуждаются в надзоре и опеке. Следует учитывать повышенную внушаемость имбецилов и склонность к слепому подражанию. Имбецилы не могут обучаться по программе вспомогательных школ для умственно отсталых детей.

Дебильность – легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление в известных пределах. Легкую дебильность трудно отличить от психики на нижней границе нормы. В отличие от имбецилов дебилы нередко обнаруживают довольно высокое развитие речи: их поведение более адекватно и самостоятельно. Этому способствует хорошая механическая память, подражательность. Переход от более простых к более сложным отвлеченным обобщениям для них затруднителен. При дебильности возможно обучение во вспомогательной школе. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории недоступно.

Эмоции, воля и вся личность при дебильности более развиты, чем при имбецильности. При дебильности можно отметить неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, повышенную внушаемость. Несмотря на это, лица с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее на ранних этапах, когда заметно запаздывание развития речи, памяти и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее выраженным.