10.6. Бронхиальная астма
Бронхиальная астма – представляет собой хроническое заболевание аллергического характера с периодическими, внезапно возникающими, приступами удушья, вызванными сужением мелких бронхов.
Мальчики болеют чаще девочек. С 10 до 60 лет чаще болеют женщины, а после 60 лет – мужчины. В некоторых странах очень велика смертность от этого заболевания. По статистике ВОЗ к началу 1990 года на первом месте по смертности от бронхиальной астмы находились ФРГ – 11,6 и Япония – 9,2 на 100 тыс. заболевших.
В классификации бронхиальной астмы выделяют две формы: инфекционно-аллергическую и неинфекционно-аллергическую (аллергическую).
Механизм развития инфекционно-аллергической бронхиальной астмы во многом остается неясным. Ей предшествуют повторно возникающие острые и часто обостряющиеся хронические воспалительные заболевания органов дыхания: острая и хроническая пневмонии, острый и хронический бронхит, грипп, заболевания носа и глотки.
Эти заболевания повышают чувствительность организма к аллергенам бактерий, вирусов, дрожжей (чаще к стрептококкам, пневмококкам, кишечной палочки, грибам).
Более изучена неинфекционно-аллергическая бронхиальная астма. Она характеризуется повышенной чувствительностью к аллергенам неинфекционного характера. Аллергенами могут быть различные вещества растительного и животного происхождения, продукты промышленного производства, лекарственные препараты и др. Наиболее распространенным растительным аллергеном является пыльца растений, особенно амброзии. Попадая на слизистую оболочку дыхательных путей, пыльцевое зерно набухает, его оболочка лопается, а внутреннее содержимое, обладающее аллергическими свойствам, всасывается в кровь и лимфу, вызывая аллергическую реакцию. Часто встречается аллергия на пыль: домашнюю, хлопковую, табачную, мучную. Среди лиц, имеющих дома аквариум, отмечается аллергия на пресноводных рачков (дафнии), применяемых в качестве корма для аквариумных рыб. Выявлена аллергическая реакция на частицы эпидермиса животных и человека, на споры непатогенных грибов. Давно известна аллергия на пищевые продукты (чаще у детей): хлебные злаки (пшеница), яйца, молоко, рыбу, лук, шоколад, клубнику, малину, цитрусовые. Вызывают аллергизацию организма химические вещества, применяемые в быту и на производстве: пластмассы, краски, ядохимикаты, стиральные и моющие средства, лекарственные вещества. Отрицательное влияние оказывает глистная инвазия: аскоридоз, энтеробиоз (острицы) и другие. Они повышают аллергическую настроенность организма (особенно у детей) и способствуют возникновению бронхиальной астмы.
Отмечено определённое влияние наследственности на формирование неинфекционно-аллергической формы бронхиальной астмы. Среди родственников наблюдалась не только бронхиальная астма, но и другие аллергические заболевания: аллергический дерматит, отек Квинке, эксудативный диатез. Такая наследственная предрасположенность отмечается примерно в 50% случаев.
У больных с инфекционно-аллергической бронхиальной астмой наследственная предрасположенность бывает реже, примерно в 20-30% случаев. Отмеченная наследственность к аллергическим заболеваниям передается по материнской и отцовской линии примерно одинаково. Влияние наследственности на возникновение бронхиальной астмы в настоящее время изучено недостаточно.
Приступы бронхиальной астмы первоначально возникают в результате аллергической реакции в тканях бронхиального дерева. В ответ на поступление в организм аллергена, в легких происходит образование антител, и наступает состояние сенсибилизации (повышенная чувствительность). При повторном контакте с аллергеном наступает реакция антиген-антитело, которая вызывает сокращение гладких мышц, находящихся в бронхиолах. Это ведёт к резкому сужению просвета бронхиол, и у больного наступает приступ астмы, во время которого резко затруднён выдох. Его ещё больше затрудняет значительное количество вязкой слизи, выделяющейся при этом в просвет бронхиол и бронхов.
Бронхиальная астма – хроническое заболевание, протекающее с обострениями, которые сменяются периодами ремиссии. В зависимости от тяжести приступов, различают легкое, средней тяжести и тяжелое течение болезни.
Признаки. При контакте с аллергеном у больного появляется обильное выделение жидкого водянистого секрета из носа, чихание, иногда сухость в носовой полости, приступообразный кашель с затрудненным отхождением мокроты, одышка. Кожные покровы бледнеют, покрываются холодным потом, отмечается возбуждение. Такое состояние длится от нескольких минут до нескольких суток. Если не оказать своевременную медицинскую помощь, то состояние больного ухудшается. Появляется удушье с коротким, довольно сильным и глубоким вдохом, и мучительным, медленным и судорожным выдохом, который в 3-4 раза длиннее вдоха. Выдох сопровождается громкими, продолжительными, свистящими и жужжащими хрипами, слышными на расстоянии. Появляется ощущение сжатия в грудной клетке, которое не дает возможности больному свободно дышать. Нарастает чувство нехватки воздуха. Общее состояние во время приступа становится тяжелым. Лицо выражает страдание, становится одутловатым с синюшным оттенком. Вены на шее вздуты, грудная клетка расширена из-за неполного выдоха. В дыхании участвуют все мышцы плечевого пояса, мышцы спины и брюшной стенки. Больной с трудом отвечает на вопросы. Принимает вынужденное положение: сидит, опираясь на край кровати или собственные колени. Дыхание урежается до 8-12 раз в минуту. В конце приступа появляется кашель с отхождением небольшого количества вязкой стекловидной мокроты.. На высоте приступа может наступить смерть от асфиксии. Приступы бронхиальной астмы могут повторяться ежедневно или по несколько раз в день, но могут отсутствовать годами.
Неотложная помощь во время приступа бронхиальной астмы:
устранить, по возможности контакт с аллергеном;
создать для больного удобное положение и постараться успокоить;
для облегчения дыхания расстегнуть стесняющую одежду, открыть окно;
поставить на грудную клетку банки или горчичники;
сделать горчичные ножные ванны;
дать препарат, который облегчит больному дыхание (теофедрин или эуспиран в таблетках, астмопент, беротек или сальбутамол в ингаляциях), если он был назначен ранее врачом;
вызвать скорую помощь, если приступ не прекратился.
Профилактика. Для предупреждения бронхиальной астмы необходимо проводить лечение всех выявленных очагов инфекции, в том числе и в придаточных полостях носа, хронического тонзиллита. Удалить имеющиеся полипы носа. Питание должно быть полноценное, богатое витаминами. Во время ремиссии больному необходимо регулярно заниматься лечебной физкультурой, закаливанием. Им категорически запрещается табакокурение. При необходимости должен быть правильный выбор профессии, не связанной с пылью, загазованностью, повышенной влажностью, перепадами температур.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях