15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
Сексуальное развитие ребёнка формируется постепенно. Взрослые часто реагируют неправильно на первые сексуальные проявления у детей, видя в них какой-то особый смысл и невольно привлекают к ним внимание ребёнка, что приносит большой вред. У детей дошкольного и младшего школьного возраста время от времени половое возбуждение проявляется стремлением к активной двигательной деятельности, желанием «побеситься», непослушанием. «Перебесившись», ребёнок испытывает видимое облегчение. Наряду с таким недифференцированным половым возбуждением у ребёнка могут наблюдаться и конкретные реакции. Например, у грудных детей в связи с переполнением мочевого пузыря иногда возникает эрекция. У детей в возрасте 2-5 лет может наблюдаться онанизм –раздражение половых органов, например девочки, сидя на краю дивана, двигаются взад и вперёд или сжимают бедра с напряжением тела, закладывают между ног различные предметы – одеяло, одежду, игрушки; дети более старшего возраста съезжают по перилам лестницы.
Многие явления аналогичного характера наблюдаются чаще всего, когда ребёнок нездоров.
Онанизм – наиболее известное отклонение в сексуальном развитии ребёнка. У дошкольников онанизм часто является непроизвольным и вызывается действием каких-либо раздражителей, например, глистами (после изгнания глистов онанизм может прекратиться). Подростки занимаются онанизмом целенаправленно.
Побуждает их к этому половое возбуждение, при котором онанизм является разрядкой. Склонны к этому преимущественно необщительные подростки, у которых ограничены контакты с представителями другого пола. В большинстве случаев онанизм начинается в возрасте 14-15 лет и продолжается до начала нормальной половой жизни. У здоровых детей и подростков онанизм носит эпизодический характер. Однако он принимает навязчивый характер при поражениях центральной нервной системы – после энцефалита, родовой травмы, у психически больных.
У подростков онанизм встречается часто (у 93,6% мальчиков и 44,8% - девочек), и его считают проявлением патологии. Конечно, онанизм с этических позиций заслуживает осуждения, так как с точки зрения естественных способов продолжения рода выглядит отклонением от нормы. Кроме того, важно, чтобы подросток владел своими половыми стремлениями, владел собой в самых разнообразных ситуациях. Несмотря на то, что сам по себе онанизм не опасен, с ним может быть связано возникновение невроза при неправильной тактике родителей (дежурство у постели ребёнка, запугивание, высмеивание, физическое наказание).
Такой ребёнок, подросток может потерять веру в себя, в окружающих, развивается невроз неуверенности в своих силах, у мужчин – психогенная импотенция. Еще более тяжелый вред родители могут причинить ребёнку, если, застав его в момент занятий онанизмом, начинают его бить. Совпадение при этом специфического ощущения с болевым может образовать очень прочную связь, и в последующем этот человек сможет испытывать сексуальное удовлетворение лишь в случае, если его бьют, мучают и т.д. (такое сексуальное расстройство называется мазохизм).
Какова должна быть тактика родителей, если они заметили, что ребёнок занимается онанизмом?
Ребёнка младшего возраста можно отвести к врачу на консультацию, сообщив, что у него склонность к онанизму. Часто причиной онанизма при этом является несоблюдение гигиены половых органов, острицы, и устранение причины нередко дает эффект.
При онанизме у подростка родители не должны «изобличать» его, вести в его присутствии разговоры о позорности, вреде и вообще о существовании такого явления. Родителям необходимо обратиться к врачу по поводу повышенной возбудимости, раздражительности ребёнка (а это наблюдается у многих) за получением рекомендаций, которые он мог бы расценить как заботу о его здоровье. Не следует даже в разговоре с врачом говорить об онанизме. Рекомендуется пересмотреть режим подростка, больше загружать его каким-либо полезным делом (работой по дому, спортом). Помочь подростку в общении со сверстниками другого пола, так как такое общение является важным моментом удовлетворения полового влечения, в первую очередь психического его компонента. Физиологические компоненты полового влечения в значительной степени удовлетворяются непроизвольной саморегуляцией (поллюции).
Патологическими проявлениями сексуального развития являются агрессивность и жестокость. Относиться к ним следует с учётом степени их осознанности ребёнком, его возраста и ситуации. Маленький ребёнок может быть жестоким, не имея никакого об этом понятия, например, играя со щенком, котёнком. Взрослые должны объяснить ребёнку неправильность такого поведения, но не угрожать наказанием, а стремиться вызвать в нём сочувствие. Уважение к людям должно прививаться ребёнку наряду с уважением ко всему живому. Уже к 3-4 годам нормальный ребёнок должен понимать, что нельзя причинять боль живому существу. К явной патологии относятся те случаи, когда ребёнок, подросток сознательно делает это. Такая деятельность должна решительно пресекаться. Жестокость, агрессивность, склонность к умышленной порче вещей -–проявление патологии социального развития. У такого человека во взрослом состоянии может сформироваться садизм – жестокость становится эквивалентом нормальной половой любви.
Раннее развязывание половых влечений (чаще у мальчиков) проявляется иногда в особом удовольствии, испытываемом ими при боли, наносимой другому... У подростка эта обязательная установка обычно не учитывается как половая. На самом деле она чаще всего является именно скрытым половым уродством. Подростки, больно дерущие девочек за косы, щипающие девочек, любители драк… - именно такие подростки подозрительны в этом отношении. Попустительство взрослых содействует развитию и закреплению этой склонности, напротив, своеременное пресечение может её подавить.
Развращающее влияние оказывает просмотр фильмов и чтение книг сексуальной направленности, порнографическая продукция.
Родители и педагоги должны внимательно анализировать характер детских конфликтов и способы их разрешения, принимать меры для их предупреждения, особенно у маленьких детей.
К отклонениям в сексуальном развитии, которые следует знать родителям, относится гомосексуализм. Существует два типа гомосексуализма.
В основе первого лежат генетические, обменные, травматические (повреждения ЦНС) факторы, и страдающий им человек с рождения является больным.
При втором типе состояние здоровья в пределах нормы; единственный дефект – гомосексуальная направленность полового влечения. Именно о втором типе гомосексуализма должны знать родители и педагоги. Человек становится гомосексуалистом, если у него есть предрасположенность (повышена половая возбудимость в сочетании с недостаточностью психического торможения) и условия для ее реализации.
В возникновении гомосексуализма особую роль играют дефекты воспитания. Прежде всего, это все те же моменты, которые способствуют возникновению и закреплению негативизма к другому полу. Негативизму у мальчиков по отношению к женскому полу способствуют: наставления родителей: «женишься, – попадёшь под каблук» и т.д.; во-вторых, склонность девочек апеллировать к старшим в конфликтах с мальчиками, взрослые же нередко, не разобравшись, принимают сторону девочек; в-третьих, девочки взрослеют раньше, что создает отчуждённость между сверстниками разного пола. Негативизм девочек к мужскому полу обусловлен: наставлениями родителей, особенно когда ребёнок воспитывается только матерью; во-вторых, особенностями поведения мальчиков, их неумелыми способами привлечь внимание девчонок – толкнуть, дернуть за косу; меньшая аккуратность и исполнительность мальчиков. Подозрительна всякая слишком тесная дружба между людьми одного пола, особенно при наличии между ними значительной разницы в положении, возрасте, уровне развития.
Существует много различных нарушений сексуального развития. Мы остановились лишь на тех из них, которые встречаются наиболее часто и о которых должны знать родители и педагоги, чтобы вовремя предотвратить их развитие.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях