logo search
Учебник по ОМЗ

5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности

Проблемы управления психическими состояниями во время педагогической деятельности, их саморегуляции во время урока, умение находиться всегда в оптимальном состоянии являются чрезвычайно важными в учительском труде, от которых зависит продуктивность деятельности, профессиональная карьера и здоровье.

Часто очень мучительно, методом проб и ошибок идет процесс приобретения опыта управления своим психическим состоянием у молодых учителей. С годами у них стихийно вырабатываются собственные способы регуляции. Многие педагоги со значительным стажем для регуляции настроения перед уроком, перед работой используют такие методы, как самоприказы, отключения и переключение внимания, когда сознание удерживается в русле, далеком от травмирующей ситуации. Используется также самовнушение.

Приводим некоторые типичные способы саморегуляции и советы опытных педагогов (по группам отрицательных психических состояний):

1. Если у Вас плохое настроение и нет желания работать

2. Негативные состояния на уроках. Раздражение

3.Если возникает злоба

4.При возникновении замешательства

  1. Саморегуляция состояний нервно-психического напряжения

  1. Усталость, утомление, переутомление. Около 80% учителей отмечают у себя это состояние, особенно после 40-летнего возраста. Вот как регулируют это состояние опытные педагоги:

в окно, вспоминаю что-то хорошее, расслабляюсь, успокаиваю себя, потом

поворачиваюсь к классу и стараюсь улыбнуться, и мне сразу становится хорошо»

Таким образом, подобные способы психосаморегуляции должны осваиваться не только эмпирическим путём в период профессиональной деятельности, а еще во время обучения в педагогическом ВУЗе.