4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
Мотивация – это побуждение, которое вызывает активность человека на какое-то действие и определяет направленность этой активности.
Если основам здорового образа жизни обучать с самого раннего возраста, то этот процесс идёт естественным путём. Также как дышать свежим воздухом, чистить зубы ребёнок без особого труда приобщается к занятиям физическими упражнениями, закаливающим процедурам и другим важным для формирования здоровья мероприятиям. У него формируется поведенческий стереотип, направленный на сохранение здоровья. Легко формируется такой стереотип у ребёнка в семье, где родители сами исповедуют здоровый образ жизни. Большое значение в формировании у детей потребности укрепления своего здоровья играет школа. Весь учебно-воспитательный процесс в школе должен быть построен таким образом, чтобы, прежде всего, сохранить здоровье своих воспитанников. В этом случае и обучение будет протекать значительно легче, т.к. здоровые дети будут быстрее усваивать программный материал. У них появится радость творчества.
Сегодняшняя практика показывает, что таких семей, где дети с самого раннего возраста приобщаются к здоровому образу жизни, слишком мало. Немного в нашей стране и школ, в которых обучение осуществляется на валеологических принципах. Это является одной из главных причин слабого здоровья выпускников школ. Многим из них уже приходится в дальнейшем не просто сохранять здоровье, а восстанавливать потерянное. Делать это во много крат труднее.
Однако приобщиться к здоровому образу жизни и тем самым активно формировать своё здоровье никогда не поздно. Правда, чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Во-первых, вы дольше проживёте, во-вторых, больше испытаете радости в жизни. Для того чтобы взрослому человеку, в том числе студентам, приобщиться к здоровому образу жизни, нужна серьёзная мотивация, т.к. сломать сложившийся поведенческий стереотип очень сложно. Известно, что некоторые люди смогли это сделать под страхом смерти.
Итак, какие же мотивы могут лежать в основе формирования здорового образа жизни? Прежде всего это самосохранение. Человек избегает многих действий, когда знает, что они могут быть причиной какой-либо травмы, болезни или даже смерти. Так, например, он не прыгнет с очень большой высоты, не будет есть ядовитые грибы, не пойдет по дороге навстречу мчащемуся автомобилю. Надо однако заметить, что чувство опасности у некоторых людей притупилось, и они часто рискуют, переходя дорогу в неположенном месте. Как мы видим, мотив самосохранения касается экстремальных ситуаций. Ощущая себя здоровыми и сильными, молодые люди иногда теряют осторожность, снижают чувство ответственности за свой организм. Это служит причиной неосторожных поступков, следствием которых могут быть серьёзные травмы, заражения венерическими заболеваниями. К сожалению расплата за это неминуема.
Другим мотивом, направленным на сохранение здоровья может быть следование этнокультурным традициям. Человечество на протяжении веков выработало массу полезных навыков, направленных на сохранение здоровья. Это касается питания, одежды, жилища, гигиенических навыков, этических и эстетических требований. Люди опытным путём подошли к сбалансированному питанию, причём набор продуктов на разных континентах земного шара различный в зависимости от условий жизнедеятельности. Народы, проживающие на территориях, где длинная, холодная зима, больше употребляют жиров, а коренные жители Крайнего Севера приспособились употреблять сырую замороженную рыбу и оленину. Эти продукты позволяют сбалансировать им питание, а значит сохранять здоровье. То же самое касается особенностей одежды и жилища. Выполнение гигиенических правил также способствует сохранению здоровья. Целям сохранения здоровья служит закрытая система водоснабжения (водопровод), а не только ради удобства. Гигиеническим, этическим и эстетическим требованиям отвечает, созданный человеком ватерклозет. Много полезного человеку дает русская баня. Формулировка этой мотивации звучит приблизительно так: »Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества». В повседневной жизни такой мотивации мы перед собой не ставим, так как нас с детства приучили выполнять эти требования.
Многих людей приобщила к здоровому образу жизни такая мотивация как получение удовольствия от самосовершенствования.
Человеку нравится что-то делать, когда он получает удовольствие. Так детей легко приучить умываться, если тёплая вода, воздействуя на кожу лица будет вызывать приятные ощущения. Многие люди, занимаясь какими-то физическими упражнениями, испытывают удовольствие не столько в момент тренировки, сколько после оптимальной физической нагрузки и принятия душа. Приятное ощущение лёгкости своего тела человек желает испытать ещё и ещё, так как это приносит ему радость. При занятиях игровыми видами спорта сам процесс игры вызывает интерес, он проходит на фоне положительных эмоций, поэтому большинство людей любят игровые виды спорта. А что заставляет некоторых людей в 20 мороз купаться в проруби? Конечно же получение удовольствия от самосовершенствования, от победы над самим собой.
Рядом с изложенной мотивировкой стоит и такая как возможность самосовершенствования. В этом случае человек осознаёт, что здоровье позволит ему приобрести нужную для него профессию или совершенствоваться в уже избранной. В условиях капиталистических отношений эта мотивация давлеет над многими людьми в экономическом плане, человек просто вынужден думать о своём здоровье, повышать его потенциал иначе его рабочее место займёт другой, чей потенциал здоровья выше. С одной стороны это хороший стимул для самосовершенствования, но с другой стороны он может порождать страх потерять работу и вызвать расстройство здоровья.
Возможна ещё одна мотивация: способность к маневрам. Здоровый человек имеет больше возможностей (в случае необходимости) к смене профессии, перемене места жительства, климатической зоны. Однако возможности такой мотивировки невелики.
Существует и такая мотивация к укреплению своего здоровья как реализация сексуальных возможностей.
Хорошее здоровье дает возможность для сексуальной гармонии, которая сама по себе тоже влияет на здоровье. Значение этой мотивации неодинаково в смысле индивидуальных особенностей человека, а также в зависимости от возраста и пола.
Для кого-то достижение максимально возможной комфортности тоже может явиться мотивацией к укреплению своего здоровья.
Существует и такая мотивация: «за компанию», когда дети, подростки и молодые люди приобщаются к занятиям каким-то видом спорта, желая быть в кругу своих друзей, уже занимающихся, например, коньками, плаванием и др. Правда, эта же мотивация может толкнуть и на саморазрушающее поведение.
Нельзя не сказать и о такой мотивации как мода на здоровый образ жизни. Эта мотивация могла быть особенно эффективной для молодёжи, так как им свойственна активная реакция на различные веяния моды как в одежде, так и в поведении. Но для этого необходима мощная пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации. Сегодня у нас в стране модно курить, употреблять спиртные напитки, наркотики, зимой ходить без головного убора. За эту модную наживку хватаются даже дети, их заставляют вести саморазрушающий образ жизни. Всё поставлено в этом вопросе с ног на голову.
И, наконец, есть ещё довольно сильная мотивация: преодоление физического недуга. Можно много привести примеров, когда люди приобщались к здоровому образу жизни, к занятиям физическими упражнениями в надежде избавиться от какого-то серьёзного заболевания. Большинству из них это удалось. Некоторые из них стали известными спортсменами и даже чемпионами мира.
Трудно себе представить случай, когда все перечисленные мотивации одновременно и в одинаковой степени смогли бы побудить человека к действиям, направленным на укрепление своего здоровья.
В каждом возрасте существуют свои мотивационные основания на здоровый образ жизни. Пока человек чувствует себя здоровым, ему трудно осознавать, что здоровье надо сохранять и укреплять. Он и мысли не допускает, что с его здоровьем может что-то случиться. С этим связана психологическая трудность выработки мотивации на здоровый образ жизни.
Выше уже говорилось о том, что для того чтобы человек осознал необходимость укрепления своего здоровья нужна серьёзная мотивация. А вот какие условия необходимы, чтобы человек, имея мотивацию, мог вести здоровый образ жизни, это и будет составлять концепцию здорового образа жизни.
Возможность вести здоровый образ жизни зависит от многих условий и, прежде всего от состояния здоровья конкретного человека в конкретное время. Это, так называемый, объективный фактор здорового образа жизни. Остальные факторы – субъективные. Укреплять здоровье можно только здорового человека. Больной человек нуждается прежде всего в лечении. После соответствующей медицинской коррекции своего здоровья он, соблюдая индивидуальный режим, может переходить к немедицинским средствам восстановления и укрепления своего здоровья
Даже, если у человека низкий потенциал здоровья, то есть он находится в состоянии предболезни, ему необходимо вначале формировать здоровье, затем его укреплять и в дальнейшем сохранять. Чтобы быть здоровым, надо научиться постоянно пополнять запасы своего здоровья
Возможность вести здоровый образ жизни зависит также от среды обитания человека (климатической зоны, места проживания и учебы, жилищных условий и др.). Например, в условиях нашей климатической зоны возможны летние и зимние виды оздоровительных мероприятий, а в условиях, допустим, Краснодарского края – только летние виды. Кто-то может иметь возможность разместить в своей квартире различные тренажеры, а у другого такой возможности может не быть.
Возможность вести здоровый образ жизни в очень большой мере зависит от экономических условий человека. От этого, прежде всего, зависит полноценное питание, возможность красиво, в соответствии со временем года и погодными условиями одеться, уделить достаточно времени укреплению своего здоровья.
Возможности оздоровления организма зависят также от наличия приобретённых ранее навыков здорового образа жизни. Все люди с детства воспитываются в разных семьях. В какой-то семье родители, исповедуя здоровый образ жизни, сумели привить эти навыки и своим детям. В другой семье родители не смогли этого сделать, потому что сами ведут саморазрушающий образ жизни.
Зависят эти возможности от возраста и пола человека. Проще всего выработать основы здорового образа жизни у детей. В этом случае процесс идёт естественным путём. Как чистить зубы, ухаживать за своим телом так и другим элементам здорового образа жизни, ребёнка можно быстро научить и это станет для него желанной необходимостью в жизни, так как, выполняя это, он будет испытывать радость. Возможности вести здоровый образ зависят от возраста и пола, но это не является каким-то препятствием. К здоровому образу жизни можно приобщаться в любом возрасте, но чем раньше – тем лучше.
Серьёзным препятствием в возможности вести здоровый образ жизни является наличие вредных привычек (курение, злоупотребление спиртным, гиподинамия и др.). Если у человека появилась осознанная необходимость вести здоровый образ жизни, ему прежде всего надо избавиться от вредных привычек. Значительно проще осуществить эту возможность человеку, свободному от них.
При реализации возможностей вести здоровый образ жизни надо помнить мудрый завет Гиппократа: «Не навреди!».
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях