12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
Слуховой анализатор является вторым по значению дистантным анализатором человека. Слуховые рецепторы находятся в улитке внутреннего уха, которая расположена в височной кости. Звуковые колебания передаются к ним через систему образований: наружный слуховой проход, барабанную перепонку, слуховые косточки среднего уха (молоточек, наковальня, стремечко) и жидкость внутреннего уха. Звуковые колебания, воздействующие на слуховые рецепторы, вызывают их возбуждение, которое затем передается по слуховому нерву в центральный анализатор, расположенный в коре головного мозга, где и происходит анализ и синтез полученной информации.
Поражение слухового анализатора, ведущее к снижению слуха, вызывают разные этиологические факторы: травмы, инфекции, токсические и шумовые воздействия, опухоли. Снижение слуха (тугоухость) может быть следствием поражения как приводящего аппарата слухового анализатора (наружное и среднее ухо), в том числе и механического препятствия в области наружного слухового прохода (серная пробка, инородное тело), так и воспринимающего (внутреннее ухо – рецепторный аппарат, слуховой нерв, центральный отдел анализатора).
Одним из частых заболеваний органов слуха у детей, которое приводит к развитию тугоухости, является воспаление среднего уха (отит). Острый средний отит развивается вследствие проникновения микробов в среднее ухо. Это часто бывает при насморке, гриппе, ангине, аденоидах. Предрасполагают к возникновению среднего отита у детей особенности анатомического строения уха: так, слуховая труба, соединяющая полость среднего уха с носоглоткой, у детей короткая и широкая, что способствует быстрому проникновению микробов из носоглотки в полость среднего уха.
При возникновении острого среднего отита маленький ребёнок плачет, просыпаясь во время сна, беспокоен, вертит головой, прижимается к подушке больным ухом, тянется к нему рукой, с резким криком бросает соску, так как во время сосания и глотания боль в ухе усиливается. Если у ребёнка появились признаки отита, следует немедленно обратиться к врачу. Кроме медикаментозного лечения врач советует делать согревающие компрессы, которые в добавлении к лечебному эффекту уменьшают боль в ухе. Компресс ставят следующим образом: кожу вокруг ушной раковины смазывают вазелином. Намоченную в слегка подогретом спиртовом растворе (50,0 спирта на 50,0 воды) либо в водке марлю или чистую тряпочку отжимают и накладывают на область вокруг ушной раковины. Ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. Из вощеной бумаги или полиэтиленовой пленки вырезают круг или квадрат, в центре его делают разрез и надевают на ушную раковину, оставляя ее и слуховой проход открытыми. Поверх пленки кладут вату и прибинтовывают. Держат компресс 1-2 часа (1 раз в день), повторяя процедуру до тех пор, пока не прекратятся боли в ухе.
Если врач назначил прогревание уха лампой синего цвета, то держать её надо на расстоянии 50 см от головы ребёнка, иначе можно вызвать ожог кожи.
При остром гнойном среднем отите может произойти разрыв барабанной перепонки и появление гноя из слухового прохода. Если врач в этом случае назначил проводить туалет слухового прохода, то надо промывать его раствором антисептика (раствором фурацилина, перманганата калия) из резинового баллончика, затем осушить слуховой проход ватным жгутиком, закапать в ухо сосудосуживающие средства (по назначению врача). При закапывании капель в ухо надо уложить ребёнка на противоположный бок, оттянуть ушную раковину кзади и кверху и закапать в ухо 4-6 капель лекарства, подогретого до 35 градусов, при этом следует несколько раз надавить на козелок уха, чтобы лекарство проникло глубже. Затем наклонить голову ребёнка в сторону больного уха и ватой удалить остатки лекарства. Ребёнок должен находиться под наблюдением лор-врача до полного выздоровления, поскольку нередко острый средний отит может перейти в хронический и привести к снижению слуха.
Профилактика острого отита заключается в своевременном лечении насморка, аденоидов, острых респираторных заболеваний.
Насморк (ринит) – воспаление слизистой оболочки носа. Причины, способствующие его возникновению – резкая перемена температуры, сквозняки.
Острый насморк обычно начинается с ощущения сухости и жжения в носу, проявляется чиханием, недомоганием, выделениями из носа. У детей, особенно грудных, насморк протекает тяжело, так как вследствие затруднительного носового дыхания они не могут сосать, становятся беспокойными, теряют в весе, у них повышается температура, нарушается сон.
Заболевание часто осложняется воспалением среднего уха, так как инфекция из носоглотки по слуховой трубе попадает в барабанную полость. Лечение ринита должно проводиться под контролем врача. В нос ребёнку закапывают сосудосуживающие капли или закладывают соответствующую мазь. Рекомендуется чай с медом, малиной, на ночь – горчичные ножные ванны (1ст.л. горчицы на 5-8 л воды), если температура тела у ребёнка не выше 37С.
Чтобы выделения из носа не затекали в слуховую трубу, надо чаще брать малыша на руки, не давать ему лежать на спине, чаще поворачивать с одного бока на другой. Во время кормления следует держать ребёнка в полувертикальном положении, а во время кашля или рвоты – наклонять вниз лицом.
Аденоиды – разрастание носоглоточной миндалины, находящейся на задне-верхней стенке глотки. Носоглоточная миндалина невелика, в норме не препятствует дыханию через нос и не вызывает никаких расстройств. Но под влиянием частых воспалительных процессов она может сильно разрастаться и почти полностью заполнять носоглотку. Это резко затрудняет носовое дыхание.
Рот у таких детей приоткрыт, они плохо спят, вялы, апатичны, у них снижается слух, вследствие чего дети невнимательны, отстают в учебе. Голос у таких детей гнусавый, речь невнятная. Наблюдается отставание в физическом развитии. Аденоиды являются одной из частых причин нарушения слуха у детей, так как, закрывая глоточные отверстия слуховых труб и затрудняя вентиляцию среднего уха, они способствуют возникновению различных форм отита. Лечение аденоидов – хирургическое. После удаления аденоидов состояние ребёнка резко улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме. Если же лечение не проводится, у детей развивается характерный внешний вид – наружный аденоидизм.: полуоткрытый рот, изменение формы головы – удлинение лица и верхней челюсти, вялое и безразличное выражение лица, «куриная грудь». Такие дети часто плохо слышат вследствие развития слипчивого среднего отита. Мощными факторами, повышающими устойчивость организма ребёнка к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, являются физическая культура и закаливание.
Поражение воспринимающего аппарата слухового анализатора, то есть внутреннего уха и, следовательно, нарушение восприятия звука может быть врожденным и приобретенным. При врожденной глухоте ребёнок становится глухонемым и должен обучаться в специальных школах.
Приобретённая глухота, или тугоухость, может, как уже говорилось, возникнуть в результате заболеваний и травм уха или головного мозга. Снижению слуха способствуют шумы (громкие музыкальные звуки, включенные на полную мощность магнитофоны, радиоприемники, телевизоры, работающие трактора и другие машины).
Ухо человека может воспринимать звуки от 16 до 20000 колебаний в 1с. Лучше всего ухо человека слышит звуки с частотой колебаний 1000-4000 ГЦ. По силе звука шумы до 30 децибел (дБ) не оказывают существенного влияния на организм человека. Шумы свыше 100-120 дБ болезненны для органа слуха, быстро вызывают его утомление, а также вредны для организма в целом. Это приводит к рассеиванию внимания и снижению работоспособности. В учебно-производственных мастерских, где уровень шума может достигать 80-95 дБ, необходима отделка стен и потолков противошумными материалами. Длительное воздействие шума (даже незначительного) отрицательно сказывается не только на слухе, но и на самочувствии ребёнка и взрослого.
Сильные звуки и шумы (даже однократные) могут вызвать резкую боль в ушах, звуковую травму рецепторов слухового анализатора, после которой слух полностью не восстанавливается.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях