13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
Курение табака называют «чумой ХХ века», «малой наркоманией». За последние десятилетия учёными всего мира выявлен огромный вред, который причиняет курение здоровью не только курящего человека, но и здоровью «обкуриваемых» им людей. Подсчитаны огромные убытки от потери рабочего времени во время «перекуров», пожаров по вине курильщиков.
К середине ХIХ века курение распространилось почти по всему миру. Вначале курили исключительно мужчины, а с 80-х годов ХIХ века к курению стали приобщаться и женщины.
Курение табака – самая распространенная из всех вредных привычек. Сейчас курят табак около половины всех мужчин и около четверти женщин нашей планеты. Подсчитано, что каждую минуту на земном шаре выкуривают более 300 тысяч папирос и сигарет. Особенно беспокоит факт широкого распространения курения в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Понимая, что курение представляет опасность для здоровья, многие, к сожалению, проявляют к нему равнодушие и неоправданную беспечность. Учёные обнаружили, что в табаке и табачном дыме насчитывается несколько десятков вредных для организма веществ в том числе: никотин, окись углерода, аммиак, синильная кислота, канцерогенные смолы, радиоактивные вещества – полоний, висмут и другие. Они накапливаются в организме курильщика, вызывая хроническое отравление.
Наиболее неблагоприятное действие на организм оказывает никотин, который быстро поступает в кровь. Признаки лёгкого отравления никотином человека, впервые в своей жизни закурившего, хорошо известны. Крупный учёный-медик М.П.Кончаловский так описывал свои ощущения после первых затяжек табачным дымом: «Глаза буквально лезли на лоб, голова кружилась, во рту горечь нестерпимая, тошнота. Организм не принимал яда. Конечно, это было отравление».
Благодаря огромной адаптационной способности организм человека довольно быстро приспосабливается к непривычному для него яду. К сожалению, признаки отравления табачными ядами не отрешают человека от попыток продолжать курение. Попавший в организм никотин в большей своей части обезвреживается в печени, почках, лёгких. Из организма он и продукты его распада выделяются через почки, а у кормящих женщин – с молоком.
Никотин воздействует на нервную систему, нарушая её функцию. Вначале повышает возбудимость коры головного мозга, а затем угнетает и истощает её. Кратковременное возбуждение мозговой деятельности нередко расценивается курильщиками как явление положительное, однако возбуждение быстро сменяется длительным угнетением. Справедливо сказал по этому поводу Иоганн Гете: «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой».
Под влиянием никотина наблюдается значительное изменение в сердечно-сосудистой системе. После каждой выкуренной сигареты, сужение сосудов продолжается 25-30 минут. Поэтому у человека курящего систематически сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, а сердце работает с повышенной нагрузкой, быстрее стареет и изнашивается. Эти изменения приводят постепенно к развитию атеросклероза – появлению в стенках сосудов стойких изменений, препятствующих продвижению крови по сосудам. Питание тканей и снабжение их кислородом резко снижается. В первую очередь страдают от нарушения кровоснабжения мозг и другие жизненно важные органы (сердце, почки и другие).
У курильщиков часто возникает облитерирующий эндартериит – заболевание периферических кровеносных сосудов, характеризующееся их сужением. Иначе это заболевание называется перемежающейся хромотой и проявляется сильной болью в икрах ног во время ходьбы, которая заставляет больного останавливаться, пока боль не утихнет. Заболевание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и нередко заканчивается гангреной конечности.
В связи с тем, что у курящих кровеносные сосуды бывают суженными, у них также меняется цвет лица. Особенно это сказывается на нежной коже девушек. У курящих страдают зубы, часто бывает неприятный запах изо рта. Голос становится грубым. Особенно вредно курение беременным, так как яды действуют на плод. Ребёнок рождается слабым, часто болеет, в физическом развитии отстает от сверстников.
В последнее время появились наблюдения о том, что курение активизирует процессы свертывания крови, а это способствует более быстрому тромбообразованию. У курильщиков учащается заболеваемость гипертонической болезнью, стенокардией, инфарктом миокарда.
Обнаружено, что никотин нарушает обмен веществ в организме, ухудшает усвоение витаминов. Курильщик всегда страдает авитаминозом, а это влияет на общее развитие детей и подростков. Воздействие никотина нередко вызывает у курильщиков серьезные заболевания пищеварительного тракта: хронические гастриты и язвенную болезнь желудка. При прекращении курения часто отмечается заживление язвы, в противном же случае заболевание прогрессирует, несмотря на самое энергичное лечение. Длительно прогрессирующая язва желудка может принять злокачественный характер: в 10-12% случаев возникает рак желудка.
Никотин угнетающе действует на расположенные в поясничном отделе спинного мозга нервные центры, регулирующие половую деятельность, в результате отмечается снижение половой активности. Поражаются и органы чувств: понижается острота зрения, слуха, ухудшается цветоощущение, обоняние, вкус.
Как видим, никотин оказывает многостороннее вредное воздействие на организм человека, являясь причиной многих серьёзных заболеваний. Курение вызывает значительные нарушения в системе органов дыхания, часто проявляется такими заболеваниями, как бронхиальная астма, астматический бронхит, эмфизема легких, хроническая пневмония.
В момент затяжки на кончике сигареты температура превышает 700С. В этих термических условиях образуются различные канцерогенные вещества, наиболее сильный из них – табачный деготь.
Если человек выкуривает в месяц 1 кг табака, то он вдыхает вместе с табачным дымом 840 мг табачного дегтя. Этого количества вполне достаточно, чтобы вызвать за несколько лет патологические изменения, на почве которых возникает рак. Еще большим канцерогенным действием обладают обнаруженные в табачном дыме трехокись мышьяка и радиоактивный полоний-210, представляющие наибольшую угрозу для органов дыхания. Рак легких у курильщиков встречается в 30 раз чаще, чем у некурящих.
В значительной мере вредит здоровью угарный газ, вдыхаемый курильщиком с табачным дымом. В легких угарный газ в 250-300 раз энергичней кислорода связывается с гемоглобином, снижая его содержание в крови. В связи с этим все органы испытывают кислородное голодание.
Известный психиатр В.М.Банщиков подсчитал, что за 20 лет курящий выкуривает в среднем 150 тысяч папирос или сигарет, содержащих около 120 кг табака, из которых в организм поступает не менее 500 г никотина и огромное количество других ядовитых веществ. А если человек начал систематически курить в 15-16 лет, то весь этот «букет» пройдет через его организм к 35 годам.
Курение оказывает вредное влияние не только на здоровье самих курящих. Воздух, загрязненный табачным дымом, вызывает у некурящего человека дискомфорт, нарушение газообмена, увеличение частоты сердечного и дыхательного ритмов. В крови и моче обнаруживается никотин. Не случайно некурящих, подвергающихся воздействию табачного дыма, называют пассивными курильщиками.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях