12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
Для предупреждения нарушений зрения у детей воспитатели и педагоги должны знать о гигиенических требованиях к условиям занятий в дошкольных учреждениях, в классе, мастерских. Они должны получать от медицинских работников информацию о том, кто из учеников должен носить очки, на какой парте и где должен сидеть.
В классе не должно быть препятствий для проникновения через окно дневного света. Запыленные стекла могут снижать освещенность до 40%. На подоконнике нельзя ставить высокие ветвистые цветы, большие аквариумы, клетки с птицами. Проникновению в комнату световых лучей препятствует заклеивание разбитых стекол бумагой или заделывание их фанерой. Немаловажное значение имеет окраска стен, дверей, потолка и парт. Темные, грязные потолки, стены и двери плохо отражают свет. Поэтому необходимо ежегодно белить потолки, окрашивать белой краской двери и оконные рамы. Стены также следует окрашивать в светлые тона.
Не рекомендуется завешивать стены таблицами, плакатами, картинами, которые уменьшают отражение света. Шкафы и другое оборудование желательно размещать у задней стенки класса. При работе школы в две смены учащимся приходится заниматься при искусственном освещении (особенно зимой и осенью). Минимальная освещенность стола при использовании люминесцентных ламп – 300 люкс (при использовании лампы накаливания – 150 люкс).
Учителю нужно следить за тем, чтобы все лампы были достаточной мощности и находились в исправном состоянии. Лампы, и арматура должны быть чистыми. Необходимо своевременно включать искусственное освещение.
Одно из важных гигиенических условий для зрительной работы – соответствие размера мебели и роста учащихся. Если мебели необходимого размера нет, то ученика следует посадить за стол (парту) большего размера. Гораздо вреднее, если ученик высокого роста будет сидеть за низким столом. Ввиду того, что освещенность резко падает от ряда, находящегося у окна, к ряду противоположной (наружной) стены, парты следует ставить на 50-60 см от наружной и на 40-50 см от задней стены. Периодически (один раз в учебную четверть) учащихся, сидящих в ряду у наружной стены, надо менять местами с учащимися среднего ряда, а затем и теми, кто сидит в ряду у окна. Многие школьники, особенно первых классов, сидят неправильно: низко наклоняются к книге, тетради и т.д. В результате возникает перенапряжение аккомодации, усталость и ухудшение зрения. Кроме того, у детей 8-10 лет происходит замедление роста мускулатуры плечевого пояса и ног, а мышцы шеи с трудом удерживают голову.
Необходимо формировать правильную посадку. Ученик должен сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед, плечи на одном уровне, ноги опираются всей ступней на пол или перекладину, не менее 2\3 бедра находится на сидении, поясница касается стенки сидения, предплечья свободно лежат на столе, расстояние от глаз до книги у младших школьников 25-35 см, у старших 30—45 см. Оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев.
В первую очередь нарушения посадки наблюдаются у близоруких детей, не носящих очки. В связи с этим педагогу необходимо получить от медицинских работников школы список учащихся, которым назначены очки, и следить за тем, чтобы они их носили постоянно. Немаловажное значение для охраны зрения имеет организация уроков и перемен. Желательно, особенно в начальной школе, чередовать характер занятий: чтение, письмо, объяснение учителя. После 25 минут занятий сделать физкультпаузу. При этом для снятия зрительного утомления полезно посмотреть вдаль (в окно) в течение 30-40 секунд.
Во время перемен дети должны отдыхать, а не читать. Лучше, если отдых будет на свежем воздухе.
Чтобы облегчить зрительную работу детей, необходим достаточный контраст между фоном (классная доска, бумага) и текстом. Поэтому педагог должен следить за чистотой доски, за величиной и четкостью букв и цифр, написанных на ней. В большой степени это зависит от качества классной доски и мела. Таблицы должны быть написаны крупным, четким шрифтом. Из школьных библиотек должны быть изъяты старые пожелтевшие книги.
Работа учителя будет более успешной, если она будет проводиться в контакте с медицинскими работниками и родителями.
Большое внимание следует уделять профилактике повреждений глаза. Необходим строгий контроль со стороны взрослых за детьми: не давать играть острыми предметами, убирать подальше химические средства, спички. Родители должны научить детей правильно пользоваться газом, спичками, химическими средствами (клеем, чистящими средствами и т.д.). Большой вклад в профилактику глазного травматизма может внести учитель. На уроках труда в начальных классах надо научить детей осторожному обращению с ножницами, иголками. Рассказать об опасности повреждения глаз при игре в снежки, стрельбе из рогатки, при драке..
У школьников большое внимание надо уделять вопросам охраны зрения на уроках, при работе в мастерских (защитные очки и т.д.).
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях