logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.3.3. Особенности православного воспитания

Как утверждает игумен Георгий (Е. В. Шестун), развитие человека в православной традиции можно определить как реализацию истинного Я, открытие в себе образа Божия.

Опыт православного воспитания показывает, что духовную жизнь человека нельзя пробудить, сохранить и взрастить только через развитие его психофизических функций. Одухотворение личности должно проходить в соответствующих условиях. Это – создание условий для пробуждения и развития духовной жизни, сохранение внутреннего мира ребёнка от власти страстей и греха, развития всех разумных сил души (ума, воли и чувства), познание себя и мира как Божественного творения, осознание своего призвания и ответственности за свою жизнь.

Воспитание в православной традиции понимается как подготовка к вечности. В основе православного миросозерцания лежит мысль о невозможности спасения вне Церкви. Воцерковление личности приводит к её спасению. Это и является в наши дни основной педагогической проблемой в православии.

В основе православного подхода лежит понимание того, что знания не берутся, а приобретаются и дополняются интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к её познанию через откровения, свидетельства и описания.

Основой духовно-нравственного становления в православной традиции является семья, которая, согласно церковному преданию, рассматривается как «малая Церковь». Главой «малой Церкви» является Господь. Семья устроена иерархически: муж – глава жене, она верна и послушна ему, дети находятся в послушании у родителей. Принятие семейной иерархии должно быть актом свободной воли каждого.

Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Семья призвана воспринимать, поддерживать, передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию.

Православное воспитание в семье направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и её развитию в человеке. Дети с помощью Божьей благодати и родителей побеждают в себе зачатки греховности.

Весь уклад жизни православной семьи связан с церковным календарем. Соблюдаются посты и постные дни, молитвенные правила. Понятие дисциплины – это и фактор духовного становления, и помощь неокрепшим духовным силам человека.

Воспитательные ориентиры учитывают возрастные особенности духовно-нравственного становления человека и выделяют четыре основных периода жизни.

  1. Первый год жизни.

  2. Дошкольный период.

  3. Период школьного обучения.

  4. Юношеский период.

Воспитательные установки в первый год жизни включают:

Следует обратить внимание, что в православном религиозном воспитании удаление ребёнка от развращающих впечатлений является важным уже на первом году жизни! Это значит, что трезвость, как и прочие добродетели, воспитывается с грудного возраста, через образ жизни родителей.

Воспитательные установления дошкольного периода ориентированы на приоритетное становление речи и воли. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума, здоровых понятий о том, что есть добро и что есть зло. Воспитательные средства – разговоры с ребёнком, вопросы, чтение, собственное поведение.

Воспитательные ориентиры в период школьного обучения обусловлены тем, чтобы в процессе овладения основами наук было сохранено благоприобретённое в семейном воспитании. Необходимо поощрять не только успешную учёбу, но, в первую очередь, добронравие (добротолюбие), богоугодную жизнь.

Воспитательные усилия в юношеский период проистекают из понимания этого времени как возраста вскипания телесной и духовной жизни. Задача воспитания – помочь юному человеку сохранить принципы христианской жизни. Воспитательные средства – опора на христианские обеты, духовное наставничество (его может выполнять один из родителей).

Юношеский возраст – пора выбора профессии. Ориентация на рынок труда и голый прагматизм в современном образовании, по мнению игумена Георгия, вытесняют понимание уникальности человеческой личности. Профессиональная подготовка, при отсутствии осознания цели и смыла жизни, не защищает человека от внутреннего беспокойства. Поэтому цели образования должны включать в себя осознание человеком своего предназначения и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности, открытие Божьего в человеке [18:53-61].