logo
Трезвый образ жизни- книга Н

3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения

Как уже было сказано, формирование научного мировоззрения можно осуществлять как в процессе изучения курсов учебных дисциплин (ОБЖ, биология, химия, история, русский язык, литература, иностранный язык), так и на отдельных уроках (занятиях-беседах) «Культура здоровья», «Полезные привычки» и т. п.

Системный подход. При формировании мировоззренческих трезвенных знаний предпочтительным является, прежде всего, системный подход, т. е. необходима передача полноценных знаний о медицинских и социальных последствиях употребления известных и доступных в данном регионе одурманивающих веществ в соответствии с возрастными особенностями, полноценные сведения по истории вопроса. Было бы правильно, чтобы выпускники школы после изучения курсов химии и собриологии имели чёткое представление о том, что такое алкоголь и табак, их химический состав; каково истинное, а не мифическое воздействие этих веществ на организм человека и всех живых существ.

Целый ряд учебных предметов можно использовать как бы «невзначай», «в тему».

На уроках литературы можно обратить внимание учащихся, например, на то, что Евгений Онегин и Василий Печорин не курили; что когда самые завидные женихи на всю округу Онегин и Ленский трижды приезжали в семью Лариных, то один раз их встретили чаем, в другой раз брусничною водой и только в третий раз, в день рождения Татьяны, появился алкоголь, что закончилось дуэлью и гибелью Ленского.

  Поучительным является роман Л. Н. Толстого «Война и мир», где герои чаще всего пьют чай, а не алкоголь. Всё это – косвенные свидетельства истинного образа жизни русского общества не в таком уж далёком прошлом. На уроках русского языка можно предложить диктанты, сочинения, изложения, просто упражнения с соответствующим содержанием, когда даже не нужно ничего комментировать, что даже лучше для подсознательного восприятия.

На уроках истории можно полностью разоблачить миф об «извечном русском пьянстве», развеять романтику фронтовых ста грамм, которые, по свидетельству многих, не помогали, а мешали воевать и часто вели к неоправданным жертвам.

  На уроках математики полезно сообщить, что древнегреческий математик Пифагор абсолютно не употреблял вина и не велел это делать своим ученикам, т. к. считал, что занятия математикой не допускают одурманивания рассудка. Можно предложить арифметические задачи антиалкогольного содержания – такой опыт был в дореволюционной России [12].

На уроках физики можно рассказать о знаменитом физике Ландау, который был трезвенником, но если всё-таки его уговаривали выпить фужер шампанского на Новый год, он уходил на месяц в отпуск, уверяя, что не может после этого заниматься физикой.

И Пифагор, и Ландау метко подметили то, что доказано сегодня наукой: даже малые дозы алкоголя нарушают процессы тонкого мышления и снижают творческий потенциал личности.

На уроках географии полезно обратить внимание на страны, где соблюдается «сухой» закон или есть серьёзные ограничительные меры.

На уроках физической культуры необходимо указать на несовместимость спорта и одурманивающих веществ. К сожалению, пропаганда одурманенного образа жизни дошла уже и до спорта: в 2010 году российские футболисты потерпели позорное поражение на чемпионате мира. Потом выяснилось, что за месяц до соревнований они время от времени «расслаблялись» с помощью пива и кальяна.

Если бы в нашей школе детям рассказывали об этом, наркотических проблем в обществе было бы гораздо меньше. Очевидно, необходимо разработать специальные дополнительные материалы по курсам учебных дисциплин для учителей-предметников и рекомендовать их использование в процессе преподавания соответствующих дисциплин.

Кроме системного подхода, при формировании научного мировоззрения важными являются диагностический, культурологический, личностно-ориентированный, герменевтический и другие подходы.